ПФР в дефицитной яме, но тратит сотни миллионов рублей на рекламу
Пенсионный фонд РФ не прекращает при огромных финансовых потерях ежегодно выделять сотни миллионов рублей на «разъяснительную работу». В общей сложности в 2021 году на рекламу планируется потратить почти 800 миллионов рублей. Пиар-кампания пройдет с июля до конца ноября. Это следует из документации фонда, с которой ознакомился Daily Storm. Стоит напомнить, что в прошлом году стало известно о возникновении в фонде рекордной за последние пять лет финансовой дыры. Она составила 209,2 миллиарда рублей, но некоторые СМИ сообщали о потерях в половину триллиона. А ведь бюджет фонда формируется за счет налоговых отчислений граждан. Получается, работающие пенсионеры, которым не возвращают индексацию, тоже оплачивают популяризацию ПФР.
Согласно технической документации, целью госзакупки является информирование россиян об изменениях в пенсионном законодательстве, гражданских правах, расчете выплат пенсий, использовании средств материнского капитала, а также о государственных услугах, которые оказывает ПФР. Вся информационная кампания продлится до 25 ноября.
Форматов рекламы будет несколько. Запланированы короткие видеоролики (по 15-30 секунд), реклама для радиостанций и различные баннеры в интернете. Видеоформат, как и полагается, рассчитан на федеральные телеканалы. Услышать о своих пенсионных правах можно будет на Первом канале, «России 1», НТВ, Пятом канале и РЕН ТВ. Аудиоверсия промо появится на 15 радиостанциях, вещающих по всей стране: «Русском радио», «Европе плюс», «Ретро FM», «Хит FM», DFM, «Дорожном радио», Comedy Radio и других. В новостных блоках ролики должны прозвучать от 60 до 148 раз.
В интернете планируется дать рекламу на «Почте Mail.ru», а также в СМИ — на сайтах «Аргументов и Фактов», «Комсомольской правды», «Московского комсомольца», «Коммерсанта», РБК, «Интерфакса», «Лента.ру», ТАСС. Самая масштабная кампания запланирована на «Яндексе». Баннеры будут размещены на большинстве страниц интернет-гиганта.
Daily Storm отправил запрос в ПФР и получил ответ. В фонде пояснили, что такая реклама «является одной из ключевых функций Пенсионного фонда России, закрепленной законом в положении о фонде более 30 лет назад». «Согласно техническому заданию контрактов, их целью является не освещение деятельности фонда, а производство разъяснительных материалов и информирование граждан о праве на социальные и пенсионные выплаты, порядке их получения, основных положениях и изменениях законодательства. Пенсионный фонд не расходует средства на пиар, только на разъяснительные кампании для граждан», — сообщили в пресс-службе.
На сайте фонда кстати есть раздел, где можно ознакомиться с информационно-разъяснительными материалами.
Креативный директор центра рекламных исследований Grand Prix, директор фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимир Вайнер сказал, что по закону социальная реклама закреплена за государством и бюджеты сегодня относительно небольшие по сравнению с прошлыми годами. Однако с точки зрения закона все в рамках действующих норм. Эффективность затрат оценить сложно, потому что не определены ключевые показатели такой рекламы.
«Федеральный закон предполагает, что социальная реклама является государственной информацией в общественно значимых целях. Государственная реклама приравнена в этом плане к условиями пиара некоммерческих организаций. С точки зрения закона тут все логично. Государственный орган вполне легитимно использует имеющиеся бюджеты на размещение рекламы», — рассказал эксперт.
В Национальном антикоррупционном комитете считают, что проверить эффективность работы выделенных денег нельзя и вся схема работает на откатах.
«Суммы на рекламу заходят сотнями и миллиардами рублей. Основная задача пиара на федеральных каналах заключается в повышении явки на выборах. У нас появляется большой блок пиарщиков, которым понятно, как нужно пилить деньги. Порядка 60% уходит на откат-возврат. По документам можно провести любые суммы, а оценить эффективность — нет. Ведущие компании, которые работают на зарубежных рынках, и то тратят меньше на пиар. И тут понятно, что бизнес куда больше нуждается в пиаре, чем государственные органы, — отметил в беседе с Daily Storm председатель общественной организации Кирилл Кабанов.
Он упомянул, что есть случаи, когда ведомства также пиарятся в детских мультиках в эфире федеральных телеканалов. Например, такой агиткой может похвастаться мультсериал «Смешарики». Серия мультика под названием «Перепись — дело коллективное» должна появиться в эфире не раньше 1 апреля 2021 года. Цель — привлечь внимание аудитории к Всероссийской переписи населения, которая должна пройти предстоящей весной.
Павел Панов
По материалам: “Daily Storm”