«Официально скульптура не зарегистрирована как произведение искусства, просто вещь»
14 января скандальный памятник нововоронежской Аленке выставили на аукцион. Электронные торги назначены на 15 февраля. Стартовая цена арт-объекта – миллион рублей. Мы выяснили детали предстоящего действа.
Напомним, памятник Аленке открыли 18 декабря в Нововоронеже. Местные жители не оценили арт-объект. Подняли шум. Через несколько дней Аленку демонтировали и увезли в неизвестном направлении. С тех пор скульптуру никто не видел. Хотя судьбой монумента интересовались многие бизнесмены, политики, деятели шоу-бизнеса.
Объявление о продаже арт-объекта «Аленушка» просмотрели почти 20 тысяч россиян. Организатор торгов Ольга Орлова рассказала о хозяине памятника.
— После демонтажа Аленки местные жители волновались, куда пропал памятник. А куда?
— Памятник находится в Воронеже, адрес указан у нас в заявке. (В документации указано, что арт-объект находится в Воронеже по адресу – улица Кулибина, 15В. Здесь зарегистрировано ООО «ЭГП», основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий – Авт.). Скульптура лежит на складе.
— После демонтажа памятника его хотели доработать, лицо Аленки сделать нежнее. Почему отказались от этой идеи?
— Вопрос к собственнику и создателю арт-объекта. Про их мысли ни к нам.
— У памятника есть собственник?
— Собственником является индивидуальный предприниматель из Воронежа, он и выставляет на торги Аленку. Хочу пояснить, что Аленка не зарегистрирована как произведение искусства, она создана собственноручно и продается как имущество, просто вещь. Вот хозяин и выставил ее на торги за 1 млн рублей.
— Много желающих поучаствовать в торгах?
— Интерес к скульптуре присутствует. Люди звонят, узнают информацию. Что касается количества заявок — информация закрытая.
— Если я хочу принять участие в торгах, что нужно сделать?
— Зарегистрироваться, пройти аккредитацию, подать заявку на участие по конкретному лоту. Внести задаток – 100 тысяч рублей.
— Так много?
— Это небольшая сумма. Аленка не считается дорогим объектом. У нас выставляют лоты и по 800 млн рублей, тогда и задатки вносят более серьезные. Данная скульптура — обычный объект, ничего серьёзного.
— Как думаете, много найдется много желающих приобрести Аленку?
— Еще недавно интерес к Аленке был высоким, но со временем народ мог поостыть. Но своего покупателя, надеюсь, она найдет.
«Регионы захламлены памятниками»
Историк и создатель telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов рассказал, откуда растут ноги у таких памятников, как Аленка.
— Как думаете, какая «красная цена» Аленки?
— Навскидку, цена подобным памятникам от 500 тысяч рублей до полутора миллионов, если они выполнены из бронзы.
— Нововоронежский арт-объект сделан не из бронзы, а из более дешевого материала.
— В таком случае, он должен стоить дешевле. Дело в том, что многие скульпторы уже давно перешли на работу с более дешевыми материалами. С одной стороны, это хорошо, потому что скульптура становится доступной. С другой стороны, дешевизна приводит к огромному количеству таких неоднозначных памятников типа Аленки.
В XXI веке произошло обесценивание самого понятия “памятник”. В XIX веке, установка памятника считалось торжественным событием, которого ждали годами. В дореволюционной Москве насчитывалось всего 15-20 памятников. Открытие монумента становилось определяющим событием в жизни горожан, к этой дате было приурочено огромное количество различных праздников, торжеств, речей, научных конференций. В советское время было то же самое.
— Сейчас как?
— Памятники подешевели, есть возможность напечатать скульптуру чуть ли не на 3D принтере. Цены на памятники начинаются от 100-150 тысяч рублей, можно найти и дешевле. Это привело к тому, что улицы городов захламляются крайне неудачными скульптурами.
— Такими, как Аленка?
— Да. В стране процветает так называемая «гаражная скульптура», народная. Памятники ваяют мастера без должного образования, которые имеют кое-какие навыки владения сварочным аппаратом. Отсюда такое огромное количество кованых ворот, арочных мостов, которые установлены в парках через какую-нибудь канаву.
– Видимо, нововоронежский арт-объект делали такие же народные мастера.
– Скорее всего. Не удивлюсь, если мастерам ничего не заплатили. Зачастую такие горе-скульпторы готовы бесплатно работать. Им приятно, что их творения украшают улицы городов, есть у них доля тщеславия, могут похвастаться перед знакомыми, мол, видишь, в центре города стоит мое произведение. Я не призываю возрождать худсоветы, но минимальную цензуру памятники должны проходить. Наши регионы и так уже захламлены подобного рода памятниками. Хотя в Москве таких объектов тоже хватает. Сейчас в столице насчитывается 3200 памятников. Каждый год их появляется по 50-60 штук. Многие установлены во дворах школ, техникумов, вузов. Да и в самом городе появляется огромное количество памятников по самым значительными и незначительным поводам.
— Некоторые памятники похожи один на другой, Аленка хоть как-то отличалась.
— Сейчас приезжаешь в какой-нибудь райцентр, и видишь один и тот же набор памятников, которые тиражируются по всей России. Лидируют скульптуры Петра и Февронии и Николая Второго. Почти все они одинаковые, потому что их льют по одним и тем же лекалам. Новые памятники Сталину тоже все как под копирку. По моим данным, их до сих пор изготавливает один и тот же человек из Северной Осетии.
Еще одна примета времени – лошади. Но скульпторы разучились делать лошадей, порой современный памятник с мужиком на коне смотрится странно.
До неприличия много Пушкина. Есть такие Пушкины, от которых хочется бежать. Удивляют меня некоторые памятники Гагарину. Порой смотришь на бронзового космонавта, и кажется, что он страдал десятком болезней. С Лениным такая же история – много монголоидных Ильичей, а недавно видел вождя с планшетом в руке – так неудачно была сделана газета.
— В любом случае я впервые вижу, чтобы демонтировали памятник, потому что он не пришелся по душе горожанам.
— Мы привыкли к огромному количеству уродства на улицах, не замечаем их, привыкаем. В регионах такие странные арт-объекты становятся своего рода точкой притяжения, туристическим местом. Ведь если бы не уродливая Аленка, многие бы не узнали о существовании такого города, как Нововоронеж. На мой взгляд, зря ее убрали.
Ирина Боброва
По материалам: “Московский комсомолец”