Поставщики подняли цены из-за трудностей с логистикой
В мире продолжается острый дефицит морских контейнеров. Еще в конце прошлого года тарифы фрахта сильно выросли, потому что транспортным компаниям оказалось не на чем перевозить товары от импортеров к покупателям. Из-за пандемии контейнеры уплывали к берегам стран-импортеров, а оттуда уже не возвращались: их нечем было загружать, а возить пустыми невыгодно. Морем перевозят товары народного потребления, одежду, обувь, технику, мебель. Цены на них могут заметно вырасти, и это в полной мере касается импорта в Россию, предупредили эксперты.
На дефицит контейнеров участники рынка международной торговли жаловались с прошлого года. Фрахтом в Россию, США и другие страны доставляются товары из «мастерской мира» – Китая. Свою лепту внесла пандемия: торговые связи нарушились, некоторые порты остановили работу, спрос на непродовольственные товары упал. «Произошло нарушение баланса в мировой торговле. Контейнеры уходили в одну сторону, например, в США, и оттуда не возвращались. Кроме того, прогнозируя общее снижение деловой активности в мире, морские линии сняли некоторое количество судов-контейнеровозов с маршрутов. Из-за этого ставки фрахта из Китая выросли сначала в два, потом в три, а затем и в шесть-семь раз», – поясняет гендиректор торгового дома «Цайшень» Ольга Коновалова. К концу прошлого года стоимость морских перевозок выросла с $1,5 тыс до $9 тыс за один контейнер, а в пиковые моменты достигала $10 тыс, подтверждают участники рынка.
При этом производство контейнеров (их тоже делают, в основном, в Китае) выросло впервые с 2018 года, отчитывалась Китайская федерация машиностроения. Но их все равно не хватает. Продавцам и их торговым партнерам приходится выбирать: переплачивать за доставку или искать другие способы перевезти товары. Альтернатива – авиа и железнодорожные перевозки, но тарифы на них тоже начали расти вслед за ставками на фрахт. Еще один способ – возить товары не челночным способом из точки в точку, а «по кругу», объезжая всех покупателей.
Между тем, контейнерами перевозят все товары народного потребления, начиная от одежды и заканчивая компьютерами, а также долгохранящиеся продукты. «Цены на товары действительно выросли, но все не так страшно. Доля контейнера и фрахта в себестоимости не такая большая – в среднем около 10%. В конечной цене высокотехнологичной техники стоимость контейнера и вовсе незначительна, а значит, увеличение цены будет практически незаметно. В сырьевых товарах доля больше. Все попытаются компенсировать издержки на подорожавший фрахт, но речь идет о нескольких процентах, не больше 10%», – отмечает гендиректор Infoline Иван Федяков.
Впрочем, для россиян, активно закупающих китайскую одежду, мебель, бытовую технику», даже эти несколько процентов могут оказаться весьма ощутимыми – ведь доходы населения продолжают падать, а инфляция в стране расти.
Остается утешаться словами эксперта, что подорожание будет временным. «Если ситуация с обузданием вируса в мире продолжит нормализовываться, и мы увидим восстановление динамики товароперевозок, то вполне возможно, что уже к середине 2021 года и цены вернуться на докризисный уровень», – рассуждает наш собеседник. На вопрос «Станут ли производители опускать цены после их повышения», Федяков отвечает утвердительно. «Здесь речь идет о конкурентных рынках: конкуренция заставит поставщиков и производителей скорректировать цены вниз. Это произойдет в любом случае: если не через полгода, то чуть позже, когда произведут достаточное количество контейнеров. Когда была острая фаза торговой войны между Китаем и США, производителям уже пришлось снижать цены. Для сильного подорожания предпосылок нет».
Инна Деготькова
По материалам: “Московский комсомолец”