В центре Чумакова назвали преимущества вакцины “Ковивак”
По словам учёных, главное, что она учит организм противостоять не какому-то отдельному патогенному белку, а всему вирусу целиком.
Вакцина от коронавируса “Ковивак” может оказаться неэффективной только в случае грубой ошибки при её производстве, заявил заместитель генерального директора Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов имени М.П. Чумакова РАН Константин Чернов. Он выступил на заседании круглого стола “Российская наука и медицина vs CoViD-19. Вызовы и достижения”.
— Если мы говорим о цельновирионной вакцине, то нет никаких предпосылок для того, чтобы эта вакцина не работала, за исключением, может быть, одного случая: если она, скажем так, сделана неправильно и вирус инактивирован таким образом, что он потерял свою форму, и антитела, которые будут вырабатываться, они не будут нейтрализующими. Но это уже вопрос искусства разработчика и дисциплины производителя. Я думаю, и то и другое у нас в достатке, — заверил он.
Препарат создан на основе целых, но инактивированных, то есть “убитых” вирусных частиц, рассказал учёный. Для создания вакцины специалисты центра взяли более 600 образцов живого вируса SARS-Cov-2 у больных в красных зонах, рассказал учёный. Ранее сообщалось, что эти образцы извлекали в “Коммунарке”.
— Мы берём вакцинный штамм, нарабатываем его в достаточных промышленных количествах на нашей линии, после чего инактивируем его химически, то есть мёртвые вирусные частицы, которые содержатся в вакцине, они уже не в состоянии нанести организму человека никакого вреда, но в состоянии вызвать у него развитие иммунитета, — объяснил исследователь.
Как рассказывали ранее учёные, собранный и размноженный вирус “убивают” токсичным веществом под названием бета-пропиолактон. Оно довольно быстро (за двое суток) разрушает вирусную РНК, а главное — справляется с этой задачей без сильного нагревания. Температурная обработка — как раз то, чего микробиологи стараются избежать всеми силами, потому что именно из-за неё вирусные частицы могут деформироваться и стать бесполезными: кому нужны антитела к “кривому” вирусу, когда организм будет атаковать “прямой”? “Ковивак” центр Чумакова намерен выпускать на собственном заводе в Новой Москве. До конца года там планируют произвести около десяти миллионов доз. Константин Чернов напомнил, что разработчики вакцины опирались на многолетний опыт и достижения советской науки.
— Нашу вакцину действительно можно назвать классической, потому что на подобной технологии вакцины создаются уже более 70 лет. Одной из первых была создана вакцина от полиомиелита в США в начале 50-х годов, — отметил учёный.
По его словам, главное отличие “Ковивака” от других антикоронавирусных вакцин в том, что этот препарат не “настраивает” иммунитет против какой-то определённой “части тела” вируса, а работает против всей вирусной частицы целиком.
— Если и синтетические, и векторные, и РНК-вакцины — такие как Pfizer, Moderna — пытаются и достаточно успешно, как мы видим, защищают только входные ворота, блокируют только S-белок, после чего начинается естественный процесс уничтожения заблокированных вирусных частиц, то мы думаем, что вполне возможны некие механизмы действия вируса, которые пока нам ещё могут быть не известны, — подчеркнул замдиректора центра.
Напомним, S-белок, или Spike (“шип”), известен как главный инструмент коронавирусной частицы, с помощью которого она прикрепляется к рецептору клетки-жертвы и добивается того, чтобы её “проглотили” и таким образом впустили внутрь. Но на самом деле последние данные микробиологии говорят о том, что этим способности SARS-Cov-2 не ограничиваются.
— Выясняется, что пресловутый S-белок, который должен взаимодействовать с нашими рецепторами уже известными — ангиотензинпревращающего фермента, — взаимодействует ещё как минимум с тремя рецепторами в нашем организме, — говорит учёный.
Он также назвал ещё одну причину не концентрировать внимание исключительно на Spyke, а нарабатывать антитела ко всем вирусным белкам. Дело в том, что не все тесты на сегодняшний день могут выявить антитела к S-белку, а значит, не могут определить эффективность созданной на его основе вакцины. Он привёл в пример популярный тест на N-белок.
— Как ни странно, реакция на N-белок у заболевшего проявляется раньше, чем на S, хотя S вроде бы находится на поверхности. И в то же время, если мы начнём с помощью этого теста измерять результаты прививки теми вакцинами, которые опираются на S-белок, к ним относится и “Спутник”, и “Эпивак”, и Pfizer, и Moderna, и Astrazeneca, этот тест покажет ноль. Потому что он просто не настроен на механизм действия этих вакцин, — сказал Чернов.
Недавно по тому же принципу, что и “Ковивак”, создали вакцину Coronavac от китайской фармацевтической компании. 3 февраля 2021 года в медицинском издании Lancet вышел отчёт об испытаниях препарата на пожилых людях. По опубликованным данным, у пациентов в возрасте от 60 лет и старше отмечена высокая интенсивность сероконверсии, то есть выработки антител, она составила около 95%. При этом о побочных эффектах сообщила лишь пятая часть испытуемых. Все симптомы были лёгкими и умеренными, самые частые — боль в месте укола и повышенная температура. В большинстве случаев эти явления начинались в первые несколько дней после вакцинации и проходили в течение двух суток, пишет журнал.
Ранее стало известно об исследованиях этого препарата в Бразилии. Специалисты Института Бутантан в Сан-Паулу заявили в январе, что в ходе их испытаний эффективность препарата против тяжёлого и умеренно тяжёлого ковида составила 100%, а против лёгкого или требующего амбулаторного лечения — 78%. Однако позже руководитель клинических исследований института Рикардо Паласиос упомянул на пресс-конференции, что в случае “очень лёгкого” CoViD-19 эффективность Coronavac составляет лишь 50,38%. Это вызвало вопросы по всему миру. В центре Чумакова тоже, в свою очередь, высказались по поводу этих цифр.
— У меня сразу встречные вопросы: кто это измерял и как это измеряли. Я сомневаюсь, что в Бразилии за это время они сумели посмотреть эпидемическую эффективность вакцины, это надо было провакцинировать достаточно большое количество людей с группой плацебо, обеспечить ещё ослепление в этом эксперименте, то есть сделать так, чтобы те, кто получил плацебо или настоящую вакцину, не знали об этом. Как это сделать без госпитализации в условиях доступности тест-систем просто на рынке, мне, например, не очень ясно. Скорее всего, они опираются на какие-то клинические методы, — полагает Константин Чернов.
Что касается “Ковивака”, то сейчас завершается вторая фаза клинических испытаний вакцины. В январе в центре Чумакова сообщали, что предварительные результаты показывали эффективность на уровне 90%. На апрель назначено начало третьего этапа, это исследование охватит три тысячи добровольцев. Как заявил в конце января премьер-министр Михаил Мишустин, препарат поступит в гражданский оборот в ближайшие месяцы.
Адель Романенкова
По материалам: “Life”