Авторская колонка Олега МАТВЕЙЧЕВА.
Первый чемпион Олимпиады – российская пропаганда
Надо понимать одну простую вещь и не стесняться её: Олимпиада – продукт пропагандистский. Причём не по злой воле Путина, а потому что это заложено в саму суть любого мероприятия подобного глобального масштаба. А агрессивная предолимпийская антироссийская информационная кампания, развязанная нашими западными партнёрами и их поклонниками в самой России, придала пропагандистской сущности сочинских Игр ещё и захватывающую соревновательную составляющую.
Нетрудно было заметить, что до 7 февраля это соревнование напоминало улицу с односторонним движением: Россия публично в перепалку не ввязывалась, оставляя поляну за неприятелем, давая ему выговориться досуха и молча следуя гусарскому правилу «мы себя в… [деле] покажем».
Показали.
То есть сначала, конечно, неприятель получил «бунт в тылу». Это когда в Сочи начали съезжаться собственно спортсмены и болельщики – то есть те, кому несколько месяцев кряду системно навязывали страшилки про «потёмкинские деревни», «русскую неорганизованность», «недостроенные объекты», «картонные стадионы», «невоспитанный персонал» и, главное, про «унитазы». Литовцы, поляки, американцы, немцы, англичане увидели всё это своими глазами – и уличили свою родную пропаганду во лжи, запрудив социальные сети и респектабельные СМИ своими фотографиями, видеороликами и восхищёнными свидетельствами.
Впрочем, российская пропаганда и лично Путин тут ни при чём. Тут «при чём» тысячи и тысячи граждан России, которые всё это построили и обеспечили. Ну и ещё – способность российского государства всё это организовать и обеспечить.
А российская пропаганда выиграла свою олимпийскую медаль, нанеся всего один удар.
Три с половиной миллиарда человек видели это.
Константин Эрнст обещал, что «мы их сделаем», – и сделал.
Количество восторженных рецензий на церемонию открытия сочинской Олимпиады за прошедшие сутки таково, что от себя добавить уже нечего.
Не удержусь разве что от одного впечатления и одного соображения.
Впечатление. Я очень хочу пожать руку тому человеку, который не допустил никакого креатива и мудрствования в определении тех двух факелоносцев, которые зажгли огонь Олимпиады. Их имена держались в тайне и должны были стать «сюрпризом». Но сюрприза не получилось – потому что нет ничего более впечатляющего, чем естественность и простота. Вот действительно: на хрена русским придумывать «сюрпризы», если у них есть Ирина Роднина и Владислав Третьяк?
Соображение. Любая пропаганда только тогда чего-нибудь стоит, когда (а) ей есть что сказать по существу, (б) она не противоречит реальности и (в) нацелена не столько вовне, сколько вовнутрь. С этой точки зрения важно, что грандиозное шоу открытия выдалось не только феерическим, но и содержательным. По сути, это был пересказ языком выразительных жанров ряда важнейших идеологем путинской политики нынешнего президентского срока. В первую очередь – единства российской истории и патриотической составляющей в гражданском воспитании. И этот месседж направлен главным образом как раз на собственную страну – и, кстати, Роднина с Третьяком тоже естественным образом вписаны именно в этот сюжет.
Таким образом, мы имеем дело не просто с пропагандой, а с осмысленной и приобретающей цельность государственной идеологией – и вот её уже в свою очередь и обслуживает пропаганда, как оно и должно быть. А отвесить звонкую оплеуху злопыхателям – это так, побочный эффект.
С золотым почином нас, товарищи.
А что до других олимпийских медалей, настоящих, – так это уже дело наших спортсменов. А спорт – он, как известно, вне политики. Однако