Гори, гори ясно

Сергей Чемезов не планирует расставаться с мусорными миллиардами

 

Подконтрольная Ростеху компания «РТ-Инвест» может задержать на год реализацию проекта мусоросжигающих электростанций. Запуск пяти таких объектов, скорее всего, затянется до 2024 года, а за срыв сроков ей придется заплатить. Вот только за само появление этих заводов сотни тысяч россиян, по всей видимости, заплатят своим здоровьем.

Мусоросжигающие электростанции (МТЭС) мощностью 355 МВт планировали возвести в Подмосковье и Казани до конца 2022 года. За срыв сроков компании «РТ-Инвест» могут выписать штраф до 7 млрд рублей (557 миллионов за каждый месяц задержки). О снижении штрафных санкций, а лучше их отмене представители компании просили вице-премьеров Александра Новака и Викторию Абрамченко. Причиной же задержки строительства «дочка» Ростеха называет нарушение сроков поставки оборудования из-за COVID-19.

В то же время, по данным «Коммерсанта», промышленность высказывается против абсолютной отмены штрафа для МТЭС, считая, что времени для строительства объектов было более чем достаточно. В «Сообществе потребителей энергии» считают, что возможные причины задержки кроются в другом.

А что будет-то?

В России МТЭС приравнены к зеленой генерации (возобновляемая энергия), возврат инвестиций ожидается за счёт потребительского рынка. В среднем энергия может подорожать на 5%. Стоимость пяти станций оценена в 155 млрд рублей. Технологии по сжиганию мусора будут использоваться швейцарско-японские, в частности разработки компании Hitachi Zosen Inova. Близкие к «Ростеху» эксперты считают эту технологию современной, хотя учёные РАН называют её устаревшей.

Также в академии считают, что технология сжигания отходов без предварительной сортировки на колоснитовой решетке в условиях нашей страны невозможна по целому ряду причин. Одна из них – проблемы с реализацией мусорной реформы, в частности, отсутствие сортировки мусора. Именно сортированный мусор пригоден для сжигания без нанесения огромного вреда здоровью человека. Вторая причина – загрязнение воздуха. К недостаткам технологии также относится образование и дальнейшая утилизация золошлаковых отходов, необходимость круглосуточного контроля и своевременного ремонта системы газоочистки.

Можно предположить, что строительство мусоросжигающих электростанций и не должно привести к достижению результатов самой реформы. Вся эта затея как будто бы изначально предназначена для удовлетворения чисто коммерческого интереса компании «РТ-Инвест». Для нормального функционирования заводов без простоя придется выбирать: либо всё же вводить сортировку мусора, либо брать отходы там, где их уже сортируют. То есть за пределами России.

Ввозить пластиковый мусор в Россию начали довольно давно. Только в 2018 году импорт пластиковых отходов оценивался в 20 млн долларов. Либо МТЭС будут работать на этот рынок, либо начнут сжигать без разбора несортированный отечественный мусор. Вряд ли стоит сомневаться, что при втором варианте страну ждёт всплеск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

К слову, в 2019 году сжигание мусора в России на законодательном уровне приравняли к переработке. Для чего это было сделано: чтобы улучшить экологию или в очередной раз дать заработать коммерческим проектам? Как можно говорить о работающей программе, если мы не справляемся со своим мусором, но закупаем заграничный?

Вице-премьер не в курсе

Тем временем Виктория Абрамченко, кажется, только углубилась в процессы, которые происходят на мусорном рынке. И высказала все что думает по этому поводу, назвав в будущем полученную энергию дорогостоящей, а мусор «золотым». Проблемы, связанные с задержкой строительства МТЭС, и штрафные санкции для «РТ-Инвест» она считает коммерческими рисками компании.

На совещании у вице-премьера речь также шла о совместной затее «Ростеха» и «ВЭБа», инвестиции в которую оценены в 1,296 млрд рублей. Виктория Абрамченко попросила ФАС и Минфин детально проанализировать финансовую модель этого проекта. Она также напомнила, что, согласно указу президента РФ, к 2030 году необходимо добиться сортировки всех твердых коммунальных отходов, а объем мусора, отправляемого на полигоны, нужно снизить в два раза.

Вероятно, эту проблему кто-то захотел решить путем увеличения мусоросжигательных объектов. Пока одно лечим, другое калечим. Глава «РТ-Инвест» Андрей Шипелов считает, что в мусорном бизнесе мало денег, и, по всей видимости, нацелен каждым своим действием добиваться обратного эффекта.

Белла Комова

По материалам: “Наша Версия”

Ранее

Стыд – не дым, глаза не ест

Далее

«Это женский инстинкт самосохранения»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru