Минфин предупредил о росте рисков блокировки активов РФ за рубежом
Минфин предупредил о резко возросших рисках ареста и блокировки российских активов в США и Западной Европе. Об этом говорится в пояснительной записке ведомства к поправкам в Бюджетный кодекс об управлении средствами Фонда национального благосостояния (документ есть у «Известий»). Защититься от этих рисков позволит предоставление свободных средств ФНБ иностранным правительствам в виде кредитов на закупки российской продукции. Именно такой вариант инвестиций из фонда, судя по пояснительной записке, предлагается сделать основным. Эксперты видение Минфина поддержали — это, с одной стороны, действительно позволит снизить риски блокировки, а с другой — ускорить экономику без искусственного накачивания ее деньгами.
Фонд больших займов
Судя по пояснительной записке к законопроекту, Минфин предлагает значительную часть свободных средств ФНБ предоставлять в виде межгоскредитов на закупки российской продукции. В документе говорится, что в последние 10 лет суммы финансирования иностранных правительств по экспортным контрактам из российского бюджета устойчиво росли. Фактически деньги на выдачу таких межгоскредитов привлекались РФ на рынке. Сейчас возможности занять средства существенно ограничены, к тому же они требуются в первую очередь на защиту граждан и экономики от последствий коронавируса. Тем не менее отказываться от своих обязательств перед зарубежными партнерами нельзя.
Поэтому предлагается предусмотреть размещение средств фонда в долговые требования к правительствам иностранных государств.
Выдача денег ФНБ в виде межгоскредитов позволит защититься от рисков блокировки или ареста российских активов в иностранных юрисдикциях, прежде всего в США и странах Западной Европы, которые в последнее время существенно возросли. Как пояснил близкий к правительству источник «Известий», такой формат также предполагает размещение средств ФНБ фактически в валютные активы, но при этом вне юрисдикции стран, проводящих санкционную политику.
Кроме этого, финансирование экспортных контрактов позволит развиваться перспективным отраслям российской экономики (прежде всего энергетическим) и сохранить «стерилизационную задачу» ФНБ — фонд наполняется за счет поступления сверхдоходов от продажи нефти и газа, таким образом экономика «приучается» к функционированию в условиях сравнительно невысоких цен на энергоресурсы.
В пояснительной записке также подчеркивается, что договоры межправительственных займов из средств ФНБ требуется формировать с особой тщательностью — для обеспечения безусловного возврата средств от заемщиков. Стоимость таких займов должна быть не ниже доходности по российским ОФЗ.
Кроме непосредственно предоставления средств иностранным правительствам на закупки российской продукции Минфин предложил разрешить вкладывать свободные средства ФНБ — сверх планки накоплений в 7% ВВП — в акции и долговые обязательства российских компаний и инфраструктурные проекты, в том числе ВЭБа.
В целом на размещение свободных средств ФНБ предусмотрен ряд ограничений. Перечень таких вложений утверждается правительством. Участие ФНБ в том или ином проекте не должно быть выше 25% от объема частных вложений и 40% от суммы заемного финансирования. Суммарный объем вложений не должен превышать 1 трлн рублей в течение трех лет. Рентабельность инвестиций (или процентные доходы по межгоскредитам) должна быть не менее доходности ОФЗ.
Впрочем, эти правила можно нарушить, но при условии специальных решений президента или председателя правительства.
Ранее часть этих ограничений анонсировал министр финансов Антон Силуанов, сейчас, по его словам, они находятся на рассмотрении в кабмине. Глава Минфина уточнил, что вложение средств ФНБ может начаться уже в ближайшие месяцы, при условии, что скорректированный макропрогноз покажет стабильное превышение ликвидной части фонда установленной отметки в 7% ВВП на трехлетнем горизонте.
«Известия» обратились в финансовое министерство и кабмин с просьбой прокомментировать предложенные правила управления ФНБ и риски блокировки активов. В пресс-службе правительства сообщили, что работа над поправками в Бюджетный кодекс об управлении средствами фонда продолжается.
Атомные кредиты
Одна из проблем российского экспорта состоит в том, что во всем мире ставки низкие и для наших конкурентов доступ к кредитным ресурсам существенно дешевле, чем для нас, отметил руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Желание Минфина профинансировать потребителей российской продукции с помощью госкредитов — вполне разумный вариант стимулирования экспортеров в нынешних условиях. Кроме того, если давать кредиты надежным странам типа Индии и Китая, такой способ действительно может обеспечить гарантированную возвратность средств. В целом это точно лучше, чем держать деньги без движения, констатировал он.
При этом риск блокировки счетов правительства, активов госкорпораций или арест средств ФНБ эксперт счел маловероятным: по его мнению, такие меры говорят о крайне высокой эскалации конфликта, следующей стадией которого должны стать боевые действия.
Поддержка экспорта — однозначно эффективное расходование средств, однако нужно понимать, что такие кредиты не всегда возвращаются, отметил замдиректора ИНП РАН Александр Широв. Успешность такой стратегии сильно зависит от платежеспособности иностранного государства и устойчивости его политического режима. С другой стороны, если речь идет в основном об энергетике, а значит, в том числе об атомных проектах и строительстве крупных объектов за рубежом, то, как правило, Россия это делает в крупных и устойчивых экономиках — Китае, Турции и так далее.
Как ранее сообщали «Известия» со ссылкой на проект программы управления госфинансами, по итогам 2020 года просрочка по правительственным кредитам, выданным Россией другим странам, ожидалась на уровне 25%. В 2021-м перед Минфином была поставлена цель снизить ее до 24%, к 2023-му — до 23% и остаться на этом уровне и в 2024-м. Под просрочкой понимаются не выполненные вовремя обязательства — не только по выплате процентов, но и основного тела долга.
Сегодня есть множество более целесообразных способов потратить средства из ФНБ, категоричен директор компании Trade one two three Владимир Рожанковский. Например, субсидирование процентных ставок по займам для населения и прямые выплаты, так как пока доходы россиян только падают, а уровень закредитованности растет.
Управление средствами ФНБ вызывает массу вопросов, уверен директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Например, с какой целью в прошлом году там появились акции Сбербанка; почему сейчас, когда объем фонда уже почти 12% от ВВП, направления его использования только обсуждаются; в чем причина дискуссии между Минфином и Счетной палатой о том, как ФНБ пополняется и будет пополняться?
Дмитрий Гринкевич, Екатерина Виноградова
По материалам: “Известия”