Модернизацию горячего водоснабжения в РФ оценили в 2 трлн
Модернизация сетей для улучшения качества горячей воды может обойтись в 2 трлн рублей. Такую оценку «Известиям» дали эксперты и представители отрасли. О необходимости улучшить качество горячей воды в жилых домах заявили в Госдуме. В ближайшее время парламент направит в профильные ведомства рекомендацию разработать целевую госпрограмму финансирования перевода домов с открытых на закрытые системы горячего водоснабжения. Переоборудовать нужно не менее 60% жилого фонда, а источники средств на оплату работ так и не определены, отметили в Госдуме.
Затратное дело
Сегодня в открытых системах теплоснабжения в России из кранов течет такая же горячая вода, как в батареях, она нередко плохого качества и опасна для здоровья, говорят эксперты. Еще в 2011 году правительство приняло поправку в закон, согласно которой с 1 января 2022 года во всех жилых домах горячая вода для кранов и для батарей должна подаваться раздельно. Однако так и не было определено, за чей счет осуществлять переоборудование, писали «Известия».
«С тех пор доля получающих горячее водоснабжение (теплоснабжение) по закрытой схеме увеличилась только на 10%, и преимущественно за счет подключения новых объектов <…>. Отраслевые министерства свидетельствуют о неготовности регионов к переходу на закрытую систему ГВС, и прежде всего из-за отсутствия обоснованности и источников финансирования», — сказано в материалах комитета Госдумы по энергетике, с которыми ознакомились «Известия». Переоборудовать нужно не менее 60% жилого фонда, следует из документа.
Переоборудование потребует больших затрат при очень длительном сроке окупаемости, сказал «Известиям» первый зампредседателя комитета ГД по энергетике Сергей Есяков. Согласно материалам комитета, для перевода одного жилого дома на закрытую систему ГВС может потребоваться от 6 до 12 млн рублей. В итоге, например, полное переоборудование Санкт-Петербурга может обойтись в 100 млрд рублей, Якутии — в 80 млрд, Екатеринбурга — в 28 млрд, Самары — в 16,7 млрд, Ростова-на-Дону — в 12,6 млрд, Иркутска — в 10,4 млрд. Причем указанные суммы даны без учета затрат на выполнение сопутствующих работ в смежных отраслях, которые могут удвоить приведенные выше суммы, сказано в документе.
В масштабах страны такое переоборудование может стоить порядка 2 трлн рублей, подсчитали в ИАЦ «Альпари».
— ЖКХ никогда не отличалось своей прозрачностью, а накопившиеся и отложенные технические проблемы при реализации такого крупного федерального проекта обязательно вскроются. Он может обойтись в 1,5–2 трлн рублей и даже больше, — отметил представитель информационно-аналитического центра Андрей Лобода.
Сумма действительно может превысить указанный показатель, согласен источник «Известий» в отрасли. Переоценка затрат во время реализации задачи покажет серьезные расхождения с первоначальным бюджетом, особенно в небольших отдаленных городах и поселках, включая северные территории, добавил Андрей Лобода.
Для перехода к закрытым ГВС в стране нужны обоснованные расчеты эффектов и издержек такого перехода, а также источников его финансирования, подчеркнул Сергей Есяков. Комитет будет просить правительство рассмотреть возможность принятия целевой госпрограммы по финансированию таких мероприятий и инвестиционному стимулированию энергосбытовых компаний энергоснабжающими организациями (РСО) в тех регионах, где есть потребность улучшения качества горячей воды в домах.
По словам депутата, рекомендации будут направлены в правительство, профильные ведомства (Минстрой и Минэнерго), а также в субъекты РФ в ближайшие две недели.
Вопрос находится на стадии проработки, о конкретных суммах финансирования и механизмах говорить преждевременно, сообщил «Известиям» представитель вице-премьера Марата Хуснуллина.
В Минэнерго и Минфине «Известиям» порекомендовали обратиться в Минстрой.
В Минстрое «Известиям» сообщили, что сегодня законодательство регулирует положения, обеспечивающие единые требования к качеству горячего водоснабжения без разделения на открытую и закрытую системы. В соответствии с поручением правительства Минстрой прорабатывает законодательные изменения, направленные на повышение эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов как потребителей горячего водоснабжения, так и теплоснабжающих организаций, добавили в ведомстве.
Технологический анахронизм
Без перехода на закрытую систему ГВС не будет нормального качества горячей воды, подчеркнул первый зампред комитета ГД по энергетике Дмитрий Ионин. По его словам, эта задача, поставленная еще в 2011 году, провалена, а в открытых системах иногда течет ржавая, черная вода.
— Сейчас начинается пинг-понг между ведомствами. Профильные министерства говорят, что виноваты регионы, регионы говорят, что виноваты муниципалитеты. Но надо быть объективными: виновата сама идея, что надо перейти на закрытую систему без четких и понятных источников финансирования, — заявил он.
Большинство компаний и регионов эту работу просто не выполняли, а когда подошел срок, выяснилось, что источников финансирования нет, отметил вице-президент по тепловому бизнесу ПАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров. По его словам, сегодня в мире не осталось ни одной развитой страны, где бы применялась открытая система горячего водоснабжения. Переход на закрытую систему ГВС необходим в первую очередь с точки зрения безопасности — это минимальные требования государств, добавил Парвиз Абдушукуров.
Обсуждать отмену или корректировку закона сегодня неразумно, нужно, наоборот, заострить внимание на его выполнении, считают в «Фортуме». Те, кто не занимался этой работой, конечно, не успеют сделать всё в отведенные законом сроки, вот это и требует отдельного обсуждения, отметил Парвиз Абдушукуров.
В Европе открытые системы ГВС воспринимаются как технологический анахронизм, отметила председатель экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. По ее словам, закрытые системы ГВС считаются более современными, безопасными, энергоэффективными и менее затратными для кошельков потребителей.
Микрорайон Академический в Екатеринбурге (размером со средний населенный пункт в стране) полностью перешел на закрытую систему, где теплоисточник находится непосредственно в домах, привел пример Дмитрий Ионин. Себестоимость горячей воды оказалась на 70% меньше, чем в других микрорайонах города, отметил он.
Переход на закрытую схему позволит повысить уровень санитарной безопасности системы ГВС и обеспечить потребителей качественным ресурсом, сказали в компании «Т-Плюс».
— Один из возможных путей решения этой проблемы и привлечения необходимых средств — это выделение финансирования из федерального или регионального бюджетов с помощью разработки целевых государственных (региональных) программ, — заявили там.
Оценить точную сумму финансирования проекта достаточно сложно, считает эксперт комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Павел Склянчук. Проблема в том, что в разных домах нужно проводить не одинаковые виды работ. Расчеты зависят от стоимости строительства новых или реконструкции старых тепловых сетей отопления и вентиляции, необходимости реконструкции сетей холодного водоснабжения, установки подогревателей горячей воды с насосным оборудованием, пояснил эксперт. По его мнению, проекту нужна бюджетная поддержка, чтобы окупить значительные капитальные затраты.
Валерий Воронов, Мария Перевощикова
По материалам: “Известия”