Почему в России растут цены на бензин и как с этим будут бороться
В начале апреля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала письма владельцам региональных заправок. Ведомство хочет выяснить, по какой причине бензин с начала года вырос в цене. Некоторые виды топлива за это время подорожали на 18%. В случившемся подозревают недобросовестных посредников.
О том, что региональные управления ФАС обратились к руководству заправок, узнал РБК. Издание ссылается на письмо, которое получили подмосковные игроки рынка. Его подлинность подтвердили два владельца АЗС и сама ФАС. Также о рассылке знает Евгений Аркуша, возглавляющий Российский топливный союз.
В письме ФАС требует обосновать каждый случай роста цен, зафиксированный с 1 января. Владельцы заправок должны объяснить не только причины подорожания, но и порядок формирования цен в рознице. Также к ответу нужно приложить данные о периодичности изменения цен, закупочных ценах и поставщиках как бензина, так и дизельного топлива.
Помимо этого, заправки должны предоставить сведения о калькуляции затрат, которые приходятся на реализацию единицы продукции. Также ФАС хочет знать о специальных условиях продажи топлива, таких как акции, скидки и другое.
Всю информацию владельцы АЗС должны прислать через пять дней после получения запроса. Невыполнение этого требования грозит заправкам штрафом на сумму до полумиллиона рублей.
Сомнения в порядочности
Обеспокоенность ФАС вызывает ситуация с конкретными видами топлива. Особое внимание специалисты уделят ситуации с бензином АИ-92 и АИ-95. С декабря прошлого года по 23 марта нынешнего оптовые цены на эти виды топлива выросли более чем на 18%. Также эксперты изучат ситуацию с подорожанием дизеля.
В ведомстве пояснили, что регулярно проводят мониторинг цен на нефтепродукты. Территориальные управления ФАС проводят такие проверки раз в неделю. Однако в нынешней ситуации мониторинг решили усилить, сославшись на «недобросовестное поведение» некоторых участников рынка.
«УФАС будут проводить тщательный анализ цепочки поставок на заправки с выделением всех звеньев посредников и выявлять посредников, не оказывающих фактических услуг, но повышающих при этом стоимость нефтепродуктов», — пояснили в ведомстве.
Подобная проблема уже выявлена в отдельных регионах. В конце марта Пермское управление ФАС выдало предупреждение компании «Лукойл-Уралнефтепродукт». В январе — марте она выставляла на различных АЗС разные цены на моторное топливо. Так, на отдельных АЗС цены днем выросли от общего уровня на 50–90 копеек, а ночью, напротив, снизились на 10 копеек.
Представители ФАС напомнили, что «дочка» «Лукойла» занимает в регионе доминирующее положение. Доминанты рынка не имеют права необоснованно устанавливать разные цены на один и тот же товар.
В самой компании в качестве основания сослались на маркетинговое исследование эластичности спроса, которое было проведено на отдельных АЗС. В итоге цены на бензин на заправках «Лукойла» были снижены в день получения предупреждения от ФАС.
После мониторинга штрафы выпишут тем АЗС, которые нарушили антимонопольное законодательство. Речь идет не только об установке разных цен на один и тот же товар в разное время суток, но и о создании искусственного дефицита предложения. Также штрафы получат те, кто был замечен в попытке «обогатиться на резком повышении спроса». При этом в ФАС заверили, что цель проверок — предупредить нарушение закона, а не выписать штрафы постфактум.
Масштаб проблемы
Некоторые виды топлива с начала года подорожали почти на 19%. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевые оптовые цены на АИ-92 за это время выросли на 18,6%, а на АИ-95 еще сильнее — на 18,8%. Такое подорожание зафиксировано с декабря 2020-го по 23 марта текущего года.
С января по апрель цены росли не так драматично. Накануне, 7 апреля, АИ-92 торговался по 53,38 тысячи рублей за тонну (+7,4%), а бензин АИ-95 — по 55,66 тысячи рублей (+9%). Еще менее активно росли цены в рознице. По данным Росстата, за первый квартал они в среднем увеличились на 3%.
Представители ФАС объясняли рост цен несколькими факторами. По их словам, на котировках сказались холода — в феврале среднемесячная температура воздуха впервые за девять лет оказалась ниже нормы. Также на цены повлиял рост экспортных цен на нефтепродукты, соглашение ОПЕК+, снижение предложения на биржевых торгах и сезонное повышение внутреннего спроса.
В этом вопросе с ФАС не согласился Александр Масалитин, возглавляющий АО «Осколнефтеснаб». На его взгляд, сезонный спрос и морозы не могли вызвать того роста цен, который виден на рынке сейчас.
«Создается впечатление, что в ФАС не знают, что I квартал года — это всегда минимальный объем потребления бензина в стране, и АЗС не продают топливо, которое используется в котельных для отопления зданий», — сообщил он «Известиям».
Эффект демпфера
Сочетание внешних факторов заставило крупных игроков рынка не только повысить оптовые цены, но и снизить производство. При продаже топлива на АЗС компании теряли маржу, а их заводы работали в убыток. Внимание к этой проблеме в начале года привлек глава «Газпром нефти» Александр Дюков. Он пояснил, почему переработка нефти становится для предприятий убыточной.
Дюков напомнил о демпферном механизме, который работает в стране с 2019 года. Он призван стабилизировать стоимость топлива на внутреннем рынке. Такое налоговое регулирование не предполагает снижения цен на бензин, но делает их рост умеренным.
Демпферный механизм помогает властям компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от ситуации на рынке. Если за рубежом цены на бензин высокие, то бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не повышая цены в России. Если цены на внутреннем рынке, напротив, выше экспортных, нефтяники сами перечисляют деньги в бюджет.
В нынешней ситуации индикативная (оптовая) цена растет быстрее розничной, пояснил Дюков. Из-за этого рентабельность АЗС сильно упала. Чтобы исправить ситуацию, глава «Газпром нефти» предложил скорректировать ежегодный рост индикативной цены, которая заложена в формулу демпферного механизма. Каждый год она индексируется на 5%, в то время как розничные цены растут в пределах инфляции.
«Речь идет о том, чтобы индексировать демпфер, но не на 5% в год, как сейчас. Если розничные цены растут на 1,5–2%, то проводить индексацию [демпфера] нужно в том же размере», — убежден Дюков.
После нескольких совещаний предложение одобрили в правительстве. В середине марта было объявлено, что с 1 мая власти скорректируют демпферный механизм в пользу его увеличения. Среди прочих принятых мер — увеличение нормативов продаж на бирже.
«Этих мер достаточно для сохранения стабильной ситуации, но Минэнерго продолжает мониторинг», — уверял замглавы министерства Павел Сорокин.
Полина Матюхина
По материалам: “Компания”