«Прогнозы загрузки Севморпути не выдерживают критики»

Михаил Крутихин: нефти для загрузки СМП по прогнозным сценариям правительства в обозримом будущем в российской Арктике нет и не предвидится

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) — самый наглядный показатель развития российских арктических регионов. Стимулов к увеличению загрузки этого маршрута много: глобальное потепление, как бы к нему не относиться, удлиняет сезон навигации; Россия обновляет ледокольный флот; китайцы включают арктический маршрут в свои схемы нового «шелкового пути»; множится число заявленных к осуществлению проектов освоения минеральных ресурсов Севера… Однако специалисты нефтегазовой отрасли, похоже, не разделяют оптимизма.

Если верить прогнозам министра природных ресурсов Александра Кобылкина, сделанным в августе прошлого года, грузооборот по СМП должен возрасти с 31 млн тонн в 2020 году до 80 млн в 2024 году, 120 млн в 2030 году и 180 млн к 2035 году. Правда, из прошлогоднего объема в 31 млн тонн по всему маршруту транзитом прокатилось всего 1,28 млн тонн, а остальное пришлось на перевозки между арктическими портами, но цифры все равно впечатляют.

Тем не менее, имеет смысл оценить реалистичность прогнозов «с другой стороны», то есть посмотреть на производственный потенциал источников ожидаемого грузооборота. И здесь видны серьезные проблемы.

На «Российском нефтегазовом саммите», который прошел в Москве 7 апреля, выступали не министры и политики, а опытные профессионалы, прекрасно знакомые с состоянием дел и перспективами арктических проектов.

Директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев, имеющий за плечами многолетний опыт изучения нефтегазовой геологии и экономики Арктики, назвал задачу обеспечить перевозку по Северному морскому пути 80 млн тонн в 2024 году некорректной. По его расчетам, проектов, способных обеспечить такую грузовую базу, нет, «и проектов этих не будет».

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Что же имеется в Арктике в плане отгрузки углеводородного сырья, на которое в основном и нацелено развитие СПМ? Определенные объемы, отметил Григорьев, сделают производители сжиженного природного газа, Новопортовское месторождение «Газпром нефти» через два года начнет сокращать добычу по естественным причинам. Что же касается проекта «Восток ойл» компании «Роснефть», то заявка на экспорт оттуда 30 млн тонн нефти в 2024 году вызывает сомнения.

Арифметика — самый страшный враг показухи. Чтобы обеспечить такой объем добычи, необходимо ввести в промышленную эксплуатацию реально разведанные и доказанные запасы (категории С1, по российской классификации), как минимум, в размере 30 млн тонн.

«Дальше мы должны создать транспортную инфраструктуру — порядка тысячи с небольшим километров трубопроводов. Нам надо построить терминал. Нам надо к 2024 году построить десять танкеров класса Suezmax ледового класса Arc7, каждый из которых будет таскать 114 тысяч тонн нефти. Нам надо построить и оборудовать четыре рейдовых перевалочных комплексов по системе “борт в борт”, которых ставить негде, — продолжал Григорьев. — Короче говоря, у нас есть проект Ванкор с падающей добычей, хромающий Тагул, Сузун и молоденькое Лодочное месторождение. Они на круг дают 20 млн тонн, которые благополучно текут в трубопровод ВСТО, покрывая обещания “Роснефти” перед КНР. Пайяхское месторождение в 2024 году даст около полутора-двух миллионов тонн. Тридцать миллионов тонн мы не видим».

«Что такое проект “Восток ойл”? Это, — подчеркнул он, — стратегические декларации так называемой госкомпании (с преимущественно государственным участием), которые не содержат ни одной технической детали, а всё остальное обрастает интерпретацией прессы».

Участники мероприятия указали на сомнительные оценки запасов еще одной части этого проекта — недавно открытого Западно-Иркинского (помните хрустальный графин с нефтью этого месторождения, подаренный Игорем Сечиным российскому президенту?). Его объявленные запасы в 511 млн тонн, отметили они, относятся к категории С2, то есть предполагаемых и возможных, а реально доказанные запасы С1 составляют всего 2 млн тонн.

Иными словами, нефти для загрузки СМП по прогнозным сценариям правительства в обозримом будущем в российской Арктике нет и не предвидится, как считает значительная часть специалистов. На том же мероприятии был проведен сетевой опрос работников нефтегазовой отрасли. Интересно, что 31,6% опрошенных полагают, что годовой грузопоток в 80 млн тонн по Севморпути не будет достигнут никогда, и еще 23,7% допускают такую возможность, но при одном условии: цене барреля выше 100 долларов.

Михаил Крутихин

По материалам: “Компания”

Ранее

«Ростех» передал «Калашникову» разработчика экипировки солдата будущего

Далее

Достройка «Северного потока — 2» приостановлена

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru