«Нам нужны свои Октоберфесты»

В правительстве готовят глобальную реформу туристической отрасли России

Строительство свыше 580 туристических объектов, 1,7 трлн рублей инвестиций и разработка турконцепций регионов — цена реформы туристической отрасли в России. Основой такой перезагрузки стал нацпроект, рассчитанный до 2030 года и разработанный правительством и Ростуризмом. Планируется обновить не только туристические маршруты, но и неизменный с 1996 года федеральный закон «Об основах туристской деятельности».

На прошедшей 29 апреля презентации национального проекта вице-премьер Дмитрий Чернышенко задавался вопросом, почему Россия не боролась за туристический рынок раньше. «Все время рекламировали исключительно зарубежный туризм: заработать денег и отдохнуть за границей. Даже была создана поведенческая модель: если ты успешен, то едешь отдыхать за рубеж», — отметил он.

По словам вице-премьера, самые излюбленные для соотечественников направления — Турция, Греция и Египет — выстраивали собственную инфраструктуру именно за деньги россиян. Так, за 10 лет в этих странах жители РФ потратили $250 млрд, добавил он. При этом в Россию приезжают «слабовато»: РФ находится на 35-м среди стран, наиболее предпочитаемых туристами со всего мира. Более того, доля России в рынке международного туризма ($1,5 трлн) оценивается в 1%, когда доля США — 14%.

Тройной ФП

Нацпроект разделен на три федеральных проекта (ФП): «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг» и «Совершенствование управления в сфере туризма».

По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, ежегодно до 2024-го власти будут выделять из бюджета по 5 млрд рублей на поддержку и выравнивания спроса на путешествия по стране в низкий сезон.

На прошлой неделе со ссылкой на последнюю версию паспорта нацпроекта сообщили, что его общая стоимость составит примерно 1 трлн рублей, 293 млрд из которых направят из федерального бюджета. В предыдущей, сентябрьской, версии документа была прописана меньшая сумма — 692 млрд рублей.

Так, власти ожидают от первого ФП следующие результаты к 2024 году:

  • Снятие нормативных барьеров для развития и повышения прозрачности рынка;
  • Внедрение практикоориентированных программ образования для сотрудников;
  • Создание пакета стандартов ГОСТ в туризме;
  • Удобный цифровой формат получения всех услуг государства в сфере туризма;
  • Запуск новых образовательных программ двойных дипломов.

Перемены, по словам Догузовой, коснутся и федерального закона «Об основах туристской деятельности», который не обновлялся с 1996 года. Также с 2022 года заработает закон о реестре турагентов, который игроки отрасли ждут уже несколько лет. Глава Ростуризма уточнила, что еще один фактор, способный улучшить работу отрасли, — вывод игроков из «тени».

Все новации будут отслеживаться. Для этого Ростуризм начнет закупать данные у мобильных операторов, разработает свою методологию и будет собирать информацию по регионам. Все эти сведения в 2021 году выгрузят в единый инструментарий по работе с данными о туристах и их потоках в регионы, популярности и спросе.

Результаты второго ФП должны выглядеть следующим образом:

  • Рост количества внутренних туристических поездок по стране более чем в два раза по сравнению с 2020 годом (с 65 млн до 140 млн);
  • Ежегодно 300 тыс. школьников путешествуют по стране;
  • Функционирует единая туристическая платформа, адаптированная под запросы въездных туристов из ключевых стран;
  • Запущены железнодорожные и авиа-чартерные туристические предложения во всех федеральных округах.

Догузова в разговоре с журналом «Компания» уточнила, что Ростуризм вместе с РЖД собираются запустить круизные поезда по всей стране. Составы будут использоваться в качестве гостиницы с возможностью выйти на станции определенного города и посетить экскурсию, объяснила она.

Помимо прочего разработчики нацпроекта заявили о планах софинансировать событийные мероприятия в регионах. Речь идет о культурно-познавательных или гастрономических событиях. «Если говорить понятным всем языком, нам нужны свои Октоберфесты», — добавила Догузова.

Фото: 123rf/legion-media
Фото: 123rf/legion-media

По ее словам, внедряемые цифровые решения дадут возможность туристам в одном месте найти данные о мероприятиях, объектах, отелях и сервисах. Уже в 2021 году на базе нацпортала путешественники смогут получить доступ к информации о 40 тыс. туробъектах.

Третий ФП наиболее ресурсоемкий. В его рамках планируется подготовить мастер-план всей страны. Он представляет собой документ, где Россия поделена на 12 макро-территорий со своими ключевыми точками развития. В 2021 году власти будут реализовывать три мастер-плана — Крым, Дальний Восток и «Золотое кольцо».

От третьего ФП власти ожидают:

  • Разработку туристических концепций всех 12 макрорегионов;
  • Создание и успешную работу туристических кластеров с гостиницами под международными и федеральными брендами;
  • Открытие более 4 тыс. гостиничных номеров под сетевыми брендами;
  • Реализацию участия госкорпорации «Туризм.РФ» в 200 инвестпроектах по созданию новых объектов туринфраструктуры.

Туристические инвестиции

Гендиректор «Туризм.РФ» Сергей Суханов, участвовавший в презентации, заявил, что до 2030 года планируется привлечь в сферу туризма 1,7 трлн рублей. На эти деньги построятся 298 новых гостиниц и санаториев, а также 284 комплексных проекта, включая горнолыжные и бальнеологические курорты. Также нацпроект позволит создать 4,7 млн новых рабочих мест к 2030 году. Корпорация, по его словам, станет своего рода «единым окном» для бизнеса, ускоряющим все процедуры согласования вдвое.

Определением привлекательных территорий займется Ростуризм. Опираясь на эти данные, корпорация будет разрабатывать детальные мастер-планы, чтобы «давить на инвестиционное лобби». Кроме того, «Туризм.РФ» разработает финансово-экономические модели проектов. В 2021 году будет создан портфель как минимум из 50 инвестпроектов.

Для пришедшего в нацпроект бизнеса предусмотрены льготные кредиты на строительство и модернизацию объектов в 3—5% годовых, заявил Суханов. Для малого и среднего бизнеса предусмотрены гранты на конкурсной основе. В ходе строительства инвестора будет сопровождать корпорация, а после завершения работ девелопер будет иметь возможность выкупить долю и далее самостоятельно развивать бизнес. Корпорация же реинвестирует полученные от продажи деньги в поддержку нового объекта. «Уверен, что к 2030 году нам удастся перезагрузить всю туристическую инфраструктуру», — заявил Суханов. По его прогнозу процесс стройки займет минимум три года, а первые открытия объектов начнутся в 2023 году.

Выездной сбор как финансирование нацпроекта

Присутствовавший в зале губернатор Приморского края Олег Кожемяко также озвучил несколько инициатив. По его словам, поднять интерес к внутреннему туризму может выездной сбор. Он отметил, что сейчас россияне вывозят за пределы России $36 млрд ежегодно.

Источник РБК сообщил, что Кожемяко уже выступал с аналогичным предложением на заседании комиссии Госсовета по туризму, физической культуре и спорту. По словам собеседника издания, использовать средства от выездного сбора предлагалось, в том числе, и для привлечения средств на реализацию нового нацпроекта. Комиссия включила предложение Кожемяко в список мер по поддержке туризма, сообщило издание со ссылкой на протокол заседания.

Представитель Чернышенко заявил РБК, что правительство не рассматривает такую инициативу. Это подтвердили в Ростуризме.

Электронные путевки

В мае прошлого года Госдума приняла законопроект, который предусматривает введение единой информационной системы «Электронная путевка». Предполагалось, что в путевку будут носиться данные о проданных турах, заказчиках турпродукта, приобретенных дополнительных услугах и стоимости согласно договору, а подключение туроператоров к системе будет платным.

Ростуризм и турбизнес инициативу не поддержали, второе чтение документа было перенесено на неопределенный срок.

Отвечая на вопрос журналистов о возможных сроках введения «электронной путевки», Догузова заявила, что инициатива не должна оказывать финансовую нагрузку на туристический бизнес. «<…> Принципиальный момент — договориться на берегу, кто платит за эту государственную-информационную систему. По мнению Ростуризма, бизнес за сбор статистических данных платить не должен», — заявила глава агентства.

Создать новый национальный проект в ноябре прошлого года поручил президент России Владимир Путин. После премьер-министр Михаил Мишустин поручил создать при правительстве специальную рабочую группу, которая и утвердила «дорожную карту». Премьер тогда заявил, что туризм стимулирует развитие более 50 смежных с ним отраслей, дает возможность экономического роста в регионах и создает сотни тысяч рабочих мест.

В марте текущего года глава правительства подписал распоряжение о выделении из бюджета 6,3 млрд рублей на развитие «Туризм.РФ». При этом деньги направляются не напрямую в корпорацию, а через Минстрой.

Алина Чупанова

По материалам: “Компания”

Ранее

Куриный рулет из отходов

Далее

«Теперь в корпорациях ценен любой сотрудник, который несет смелые идеи»

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru