«Чуть ли не заградительный барьер»

Как закон о маркировке навредил бизнесу модных брендов и породил новый рынок

С 2021 года в России стало обязательным маркировать одежду. 1 мая закончился срок, который правительство дало бизнесу, чтобы успеть маркировать остатки нереализованной продукции, которую ввели в оборот до 1 января. Forbes рассказывает, как необходимость маркировать товары усложнила жизнь российским брендам одежды и обуви и вместе с тем спровоцировала появление нового рынка.

По задумке законодателей, благодаря введению маркировки на российском рынке сократится количество контрафактной продукции. Представители локальных брендов одежды и обуви опасаются, что новые правила затормозят развитие малого бизнеса. «Это реальная проблема для начинающих предпринимателей — чуть ли не заградительный барьер, если все строго начнет работать», — рассказывает основатель петербургского бренда Gate31 Денис Шевченко.

Проблемы с честностью

В 2017 году правительство представило закон, согласно которому до 2024 года в России не должно остаться немаркированной продукции. Бизнес обязали загружать данные о каждом товаре в государственную систему мониторинга «Честный знак» и наносить на него уникальный код, который содержит данные о производителе, стране изготовления и составе продукта. Без маркировки предприниматели не могут реализовать продукцию ни в розничных магазинах, ни на онлайн-маркетплейсах вроде Wildberries или Ozon.

Правила вводятся поэтапно: в 2018 году они коснулись алкогольной продукции, в 2019 году — табака, лекарственных средств, меховых изделий. В 2020 году маркировка стала обязательной для обуви, а с 1 января 2021 года — для отдельных категорий одежды, в том числе спецодежды, верхней одежды, блузок и рубашек. Сначала остатки товаров обязали промаркировать до 1 февраля, но в марте продлили этот срок до 1 мая. За нарушения предусмотрены штрафы — до 10 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 300 000 рублей для юридических лиц. Неверно промаркированную продукцию могут конфисковать, то есть принудительно изъять в пользу государства.

Чтобы промаркировать товар, предприниматель регистрируется в национальной системе мониторинга «Честный знак» и скачивает уникальный код, в котором зашифрованы данные о товаре. Если этикетка рвется, выцветает или теряется, распечатать новую нельзя. В этом случае нужно заново маркировать товар — присваивать ему новый уникальный код. Например, если при примерке оторвался ценник с кодом маркировки, продавцу нужно сообщить об этом ответственному сотруднику в офисе. Тот перемаркирует товар, и только после этого его можно будет отдать покупателю, рассказывает Денис Шевченко.

По словам Шевченко, проблему усугубляют сбои, которые регулярно происходят на стороне Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора системы «Честный знак». Из-за них сервис может быть недоступен от нескольких часов до нескольких дней. «В итоге есть клиент, готовый купить вещь, есть сама вещь, но из-за системы продажа не совершается», — говорит предприниматель.

Основательницы бренда обуви Nearly Naked Ирина Кукшева и Елизавета Буйнова столкнулись с необходимостью маркировать товары в 2019 году. По их словам, тогда система маркировки обуви только отстраивалась, поэтому на рынке не было специалистов, способных помочь предпринимателям разобраться в процессе. «Три предыдущих сезона мы находились в значительном стрессе, потому что никто не мог подсказать, как сделать  [нанести маркировку] верно. «Честный знак» забирал запрос на обработку, но отвечал по формальному признаку, будто скопировав и вставив ответы. Личный кабинет часто зависал, случались технические сбои», — рассказывает Кукшева. По ее словам, система остается «новой и необработанной»: компания ежедневно получает уведомления от «Честного знака» о плановых технических работах или вновь введенных изменениях.

В пресс-службе ЦРПТ заявили Forbes, что система «Честный знак» работает исправно, постоянно обновляется и модернизируется, но технические работы не мешают пользователям системы маркировки. Чаще всего проблемы у предпринимателей возникают «из-за недостаточного погружения в процесс», многие также откладывают подготовку к маркировке «до последнего момента», говорят в ЦРПТ. При этом на сайте собраны инструкции по работе с системой, пользователи могут обратиться в обучающий центр или в круглосуточную службу поддержки, операторы отвечают на звонки в среднем через восемь секунд, уверяют в ЦРПТ.

«Авось ничего не перепутают»

Бренд Nearly Naked работает с итальянскими и испанскими фабриками. Иностранцы не знакомы с системой, поэтому команде приходится печатать этикетки в России и направлять фабрикам с четкими инструкциями, каким парам обуви соответствуют этикетки с уникальными кодами. Контролировать процесс маркировки самостоятельно основательницы не могут из-за закрытых границ, а держать на местах сотрудников из России, знакомых с системой маркировки, для компании пока дорого. «Поэтому приходится уповать, что авось фабрика ничего не перепутает, — рассказывает Кукшева. — В противном случае таможня не пропустит товар. Его арестуют до тех пор, пока ты не решишь проблему. А решить ее можно, только приехав на границу и вручную переклеив этикетки на сотни коробок».

По словам предпринимательницы, сроки прохождения таможни уже увеличились на сутки-двое из-за того, что логистам нужно подготовить дополнительный пакет документов соответствия этикеток, а таможенникам — их проверить. Из-за вынужденного простоя приходится сдвигать съемки и запуск рекламных кампаний. «Мы размещаем маленькие заказы, и фабрики их берут в последнюю очередь. Поэтому мы получаем партии в преддверии сезона, когда каждый день на счету», —  объясняет Кукшева. В январе зарубежные поставки одежды бренда UShatava из Екатеринбурга задерживались на неделю, рассказывает его основательница Алиса Ушакова: «Мы реализовали план продаж и материальных убытков не понесли, но вся команда находилась в стрессе». По ее словам, с февраля маркировка тормозит прохождение таможни на один-два дня.

Моральная тяжесть бюрократии

Чтобы промаркировать товары, бизнес тратит не только время и силы, но и деньги. Хотя одна этикетка стоит всего 50 копеек, компаниям приходится закупать принтеры для печати этикеток и сканеры для складов и розничных точек, чтобы просканировать товары из новых партий, внедрять новые системы учета и перепрошивать онлайн-кассы, а также нанимать в штат дополнительных специалистов, которые контролируют процесс маркировки. Все это сказывается на себестоимости товаров, рассказывает операционный директор петербургского бренда одежды NNedre Евгений Левитин.

В UShatava на 5–7% выросла конечная себестоимость продукции заграничного производства: компания сменила одних поставщиков на других, которые уже настроили процесс маркировки, и, по словам соосновательницы бренда Алисы Ушаковой, стоимость их услуг оказалась выше. Ирина Кукшева из Nearly Naked рассказывает: хотя связанные с маркировкой затраты «пока копеечные», уже в следующем сезоне европейские фабрики и логистические партнеры могут увеличить счета за свои услуги в связи с тем, что они стали тратить больше времени на подготовку и отгрузку партий. При этом предпринимательница вряд ли будет повышать цены на обувь, так как считает, что платить больше целевая аудитория бренда не сможет.

Фото Доната Сорокина / ТАСС
Фото Доната Сорокина / ТАСС

Собеседники Forbes полагают, что дополнительные расходы могут сократить число желающих выйти на рынок одежды и обуви. По словам Ирины Кукшевой, большинство российских дизайнеров, «чтобы попробовать себя в деле», начинают с коллекций из нескольких изделий. «Потом, уже набрав обороты, бренды становятся бизнесом — со специалистами по продаже, маркетологами. Сейчас попробовать с той же легкостью не получится», — отмечает предпринимательница. Из-за внедрения маркировки может сократиться число новых брендов и стартапов, которые делают упор на верхней одежде и обуви, соглашается Алиса Ушакова: «Мы знаем по себе, что начинающим организациям морально тяжело даются любые бюрократические операции, а маркировку я бы к ним и отнесла».

В ЦРПТ затраты малого бизнеса на внедрение маркировки оценивают в 22 800 рублей. Розничную точку можно оборудовать за 9800 рублей, так как там не требуются принтер для печати этикеток и ПО для работы с маркированным товаром, уточняют в ЦРПТ.

Непрозрачный малый бизнес

Хотя штрафы не так велики, чтобы разрушить бизнес, особенно болезненным последствием новых правил может стать конфискация немаркированной продукции, опасается Ушакова: «Если продавец вложил в партию все оборотные средства, лишившись ее, он попросту станет банкротом». Конфискат обращается в пользу государства, а государство на правах собственника может распоряжаться этим имуществом так, как это предписано законом, чаще всего — уничтожать, рассказывает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

При этом, поскольку сроки маркировки для складских остатков одежды в марте продлили с 1 февраля до 1 мая, шквала проверок пока нет, утверждает Горбунов. Вместе с тем он ожидает, что к концу лета Роспотребнадзор может выявить много таких нарушений: «Во-первых, это нужно для статистики; во-вторых, сейчас под штраф может попасть даже вполне добросовестный ретейлер или производитель, который вовремя не приступил к маркировке новой продукции или по каким-то причинам не смог или не захотел промаркировать товарные остатки». Но немаркированные остатки иссякнут, а добросовестные производители устранят нарушение, поэтому через год количество потенциальных нарушителей может сократиться в разы, прогнозирует юрист.

По мнению Горбунова, чаще будут наказывать крупных производителей и продавцов, потому что их деятельность более прозрачна: они всегда фиксируют движение товара и вплоть до единицы отражают сведения о товарных остатках во внутренней документации. Зато деятельность ИП для Роспотребнадзора максимально непрозрачна, объясняет эксперт: «Что, когда, у кого, в каких объемах он покупает, где хранит, как реализует — это все информация, доступ к которой зачастую не имеют даже его сотрудники».

Лекарство от головной боли

В 2019 году, когда маркировку для обуви еще только собирались ввести, основательница бренда Nearly Naked Ирина Кукшева обращалась за помощью в «Такском» — IT-компанию, которая разрабатывает сервисы по ведению бухгалтерии, электронного документооборота и отчетности. «Тогда мне помогали не какие-то специалисты по маркировке, а просто сотрудники техотдела. В их лице я нашла союзников. Они понимали, что, скорее всего, не я одна с такой головной болью к ним приду», — рассказывает предпринимательница.

В «Такском» рассказали Forbes, что помогают компаниям маркировать товары с 2017 года, когда вышло первое постановление правительства «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции». По словам руководителя управления проектных и интеграционных решений компании Елены Апариной, интерес к сервису растет с середины 2019 года — по мере распространения обязательной маркировки на новые категории товаров.

Перспективы на рынке маркировки также увидели Виталий Чобану и Марк Шалмиев — в феврале 2019 года они запустили компанию GetMark. Начинали с консультаций представителей малого и среднего бизнеса, которым было сложно разобраться в процессе маркировки товаров, а в апреле 2020 года представили специальное ПО. Оно позволило автоматизировать заказ кодов маркировки через «Честный знак», печать этикеток и другие этапы маркировки.

По словам Чобану, бизнес может маркировать товары самостоятельно, без сторонних сервисов, но стороннее решение позволяет тратить на внедрение маркировки меньше времени. Сейчас компания работает с представителями всех отраслей, которым нужно промаркировать товары. Рост интереса со стороны предпринимателей с рынков одежды и обуви команда заметила в конце октября — начале ноября 2020 года. В декабре 2020 года — январе 2021 года число заказов в GetMark, по собственным данным, выросло на 230%.

Аналогичный бизнес активно развивают и другие российские компании, например, «Тензор» — разработчик системы документооборота СБИС. «Тензор» вышел на рынок маркировки в 2019 году, когда та «стала неотъемлемой частью бизнес-процессов», поясняют в компании. В том же году решение для автоматизации маркировки Yolka Label представила IT-компания ELO-group. По данным ELO-group, основные клиенты сервиса — представители фешен-ретейла. Среди них, в частности, дистрибьютор Orbico Group (импортирует в Россию обувь брендов Dr.Martens, Converse, UGG) и производитель одежды Alpha Industries.

По словам руководителя проекта Yolka Label Юрия Дерябина, в 2021 году к компании стали чаще обращаться за экспертизой в области маркировки. Он связывает это с нехваткой соответствующих специалистов на рынке: «Для малого бизнеса это больной вопрос, потому что часто они работают с одним-двумя сотрудниками в штате и нанимать дополнительных специалистов не могут». Часть клиентов сотрудничают с ELO-group постоянно, но есть и те, кто обращается в преддверии нового сезона (осень-зима и весна-лето).

Уверенность в оригинале

Если система заработает эффективно, новые правила могут помочь в борьбе с контрафактом, считает Алиса Ушакова из UShatava: «Интересно посмотреть, как это повлияет на наличие на рынке подделок. И будем ли мы, встретив на улице человека, например, в кроссовках Adidas, уверены, что на нем оригинал». По мнению руководителя Yolka Label Юрия Дерябина, хотя многие компании полагают, что маркировка только усложняет работу бизнеса и не ведет к заявленной цели обелить рынок, «положительный эффект будет, просто не сразу».

В перспективе маркировка поможет искоренить воровство среди сотрудников розничных магазинов, говорит Дерябин. Например, одинаковые рубашки имеют один и тот же штрих-код — поэтому продавцу во время инвентаризации достаточно отсканировать его десять раз, чтобы в головном офисе не заметили кражу, объясняет он. «Некоторые компании на расходы, связанные с недостачей товара, закладывают от 0,5% до 2% от ежегодной валовой прибыли, а это миллионы рублей. Это эффект, о котором не часто думают в связи с маркировкой», — резюмирует эксперт.

Варвара Селизарова

По материалам: “Forbes”

Ранее

«Одержимость чиновников»

Далее

Штрафы ГИБДД начнут автоматически списывать со счетов россиян

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru