«Маменькиных сынков среди нас не было»

Вышло так, что в июле «сошлись» сразу две памятные даты, связанные с историей советского подводного флота. Увы, власти новой России, несмотря на то, что в текущем году подводным силам страны исполнилось 105 лет, эти даты почти не заметили. Как, впрочем, и наши коллеги из федеральных СМИ. Иначе оценивает прошлое «Новый вторник». Следуя давним традициям газеты – рассказывать о том, о чем другие предпочитают молчать, мы решили напомнить читателям о двух громких (с позиций сегодняшнего дня) событиях 50-летней давности. А расскажет о них наш собственный корреспондент в Калининграде, сам бывший подводник, Валерий ГРОМАК.

 

17 июля 1962 года атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» впервые в истории отечественного флота всплыла на Северном полюсе

 

Мы можем, конечно, построить новые корабли и, наверное, когда-нибудь станем богаче жить. Вот только отыщутся ли люди, способные в нужную минуту рвануть во имя Родины тельняшку на груди, как это не раз делал легендарный командир «К-3» Лев Михайлович Жильцов с товарищами?

 

Этот человек чуть не всю жизнь провел под водой, в прочном, как говорят подводники, корпусе, не раз рисковал жизнью, попадая в ситуации, в которые никто до него не попадал. Это он полвека назад повел свою лодку на Полюс подо льдами.

 

Почему же экипажу именно этого корабля было доверено открыть арктическое подледное плавание? Исчерпывающий ответ дал в одном из интервью адмирал флота В. Чернавин, который в том памятном году командовал лодкой-дублером (ее готовили к походу на Северный полюс в случае непредвиденных обстоятельств): “Сама судьба этого корабля определила его первопроходчество. Ведь «Ленинский комсомол» – первая атомная подводная лодка. И ей, естественно, многое приходилось делать впервые в истории отечественного флота».

 

Первопроходцев всегда ожидают «сюрпризы», требующие мобилизовать все силы и выдержку на их преодоление. Поэтому экипаж подбирали тщательно, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. «Во всяком случае, маменьких сынков среди нас не было», – напишет мне в одном из своих писем Николай Ботин (во время исторического плавания – старшина команды машинистов-турбинистов).

 

Поход был не из легких. Выходил из строя циркулярный насос, перегревались подшипники линии вала и генератора, возникали проблемы с протоком холодной воды по трубам и показаниями манометра забортного давления…

 

Ситуацию усугубляло то, что к июлю 1962 года, как вспоминает Александр Штурманов, служивший во время похода к Полюсу политработником на субмарине, еще не было достаточной информации ни о толщине паковых льдов, ни об осадках айсбергов, ни о статистике полыней и разводов, ни о водных каналах во льдах, ни о распространении звука подо льдами, ни о мерах безопасности при аварийных всплытиях и т.д. Не применялись в то время и спутниковые системы навигации.

 

Тем не менее 17 июля в 6 часов 50 минут подводная лодка достигла Северного полюса, всплыв среди паковых льдов, на вершине которых экипаж и водрузил Государственный флаг нашей Родины. Свободные от вахты моряки вышли на лед, совершили лыжные прогулки, сыграли в футбол, постреляли по мишеням из «мелкашек».

 

А прежде чем вернуться на борт, оставили на «макушке» Земли наглухо закупоренную бутылку с запиской о присутствии советских подводников-атомщиков на Северном полюсе.

 

«Поход атомохода «Ленинский комсомол» продемонстрировал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, – написал мне Александр Штурманов. – Были собраны ценные научные данные по глубинам океана, рельефу поверхности дна. Была подтверждена гипотеза советского океанографа Я. Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта. Позже его назвали хребтом Гаккеля, а одну из вершин – именем подводной лодки «Ленинский комсомол». Отечественные судостроители и конструкторы доказали, что они находятся на самых передовых рубежах научно- технического прогресса…»

 

А вот как вспоминал о том памятном походе командовавший лодкой Лев Михайлович Жильцов:

 

«Все помню до мельчайших подробностей – ведь это было главным событием всей моей жизни. Штурман доложил о приближении к Полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин (старший на борту, командир базы. – В. Г.) предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием.

 

Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: «Есть полюс!» И в ответ во всех отсеках раздалось дружное «Ура!». Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями…»

 

За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2 ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2 ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героев Советского Союза. А весь личный состав атомохода – государственных наград.…

 

Перечитываю строки из письма Жильцова, а по телевизору среди мыльных сериалов, триллеров и всякой прочей всячины показывают фильм «Правда лейтенанта Климова». Фильм давнишний, создан по роману моего сослуживца Леонида Крейна «Дуга большого круга».

 

Лев Михайлович считал эту картину лучшим фильмом о подводниках, смотрел его со слезами на глазах. По словам сослуживцев, он был строгим командиром, всегда на все имел свое мнение и никогда не холуйствовал перед начальниками, будь то даже главком. Что, безусловно, мешало его продвижению по службе.

 

А еще мне рассказывали, что Михалыч во всем был талантлив. Он мог быть прекрасным строителем (почетный строитель Северодвинска), шикарным портным (шил платья жене и дочерям), замечательным поваром (готовил – пальчики оближешь), отличным агрономом (на его даче не росли разве что бананы)…

 

Нет уже в живых командира «К-3», как и многих из тех, кто водружал флаг над Полюсом. Но мы не должны забывать их подвиг.

 

В Иркутске задержан мужчина, перевозивший на скутере партию марихуаны. Его выдало громкое пение и неадекватный стиль вождения: мужчина находился в состоянии наркотического опьянения. В багажнике мопеда нашли пакет конопли.

Ранее

«За аварии мы не награждаем»

Далее

По секрету – всему свету

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru