Как ответственное производство повышает капитализацию компании
Бизнес — в новой экологической нормальности. Ответственное производство переходит из категории правил хорошего тона, ещё недавно выборочно свойственного исключительно крупному бизнесу, в категорию экономическую.
«Огромные штрафы, которые начислялись компаниям в последний год, перекрывают суммарные платежи за все время существования Росприроднадзора, поэтому быть экологичным становится не просто популярно, но и экономически выгодно, — подчеркивает Роман Пукалов, директор природоохранных программ Общероссийской Общественной организации “Зеленый патруль”. — В результате мы видим, как бизнес переходит от образовательных проектов в сфере экологии, типа конкурса детского рисунка, к миллиардным инвестициям в модернизацию мощностей, строительство газо- или водоочистных сооружений».
Жесткие действия властей сопровождаются возрастающим запросом общества на комфортную среду здесь и сейчас, что отражается и в настроениях инвесторов.
Глобальные инвесткомпании готовы переплачивать за высокий ESG-рейтинг (от англ. environmental, social, governance — экология, социальное развитие, корпоративное управление). Одни высказывают таким образом свои убеждения, другие — следуют моде, третьи пытаются монетизировать тренд: «экологически ответственные» инвестиции растут в объемах привлечения примерно в 1,5 раза быстрее, чем обычные.
Российские компании вынуждены соответствовать международным стандартам «ответственного бизнеса», иначе проиграют конкуренцию за капитал. Особенно актуально это для тех, кто размещает евробонды за рубежом и чьи акции входят в международные индексы: их внимательно мониторят американские и европейские фонды. Иными словами, инвестиции в экологию и равноправие повышают конкурентоспособность российских игроков по сравнению с компаниями из развивающихся стран, например, Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Это становится особо актуальным на фоне постоянно ухудшающегося информационного фона.
«Стоимость заимствования для компаний, которые готовы проходить экологический и социальный аудит, снижается как минимум на 10%, а иногда и вдвое, — подчеркивает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. — Это самым непосредственным образом влияет на стоимость компаний. Если у нее высокий ESG-рейтинг, то долговая нагрузка снижается, а рыночная стоимость растет. Если, скажем, капитал распределен поровну между долговым и акционерным финансированием, и компания все свои проекты позиционирует как «зеленые», то она будет дороже, чем такая же, но не зеленая, на величину до 10%».
Для компаний из добывающих отраслей эффект будет более заметным, поскольку в их ставках заложена премия по отношению к широкому рынку, то есть инвесторы учитывают потенциальные экологические риски, и это делает долги нефтяников, угольщиков, металлургов дороже, а акции – дешевле.
«Если же добывающие компании начинают расти в ESG-рейтингах, например, внедряя более чистые технологии, в том числе в солнечную и ветроэнергетику, то имеют шансы существенно снизить долговое бремя и нарастить капитализацию», — утверждает Валерий Емельянов.
Тайга — для инвестиций
В России корпоративный вклад наиболее актуален в экологию сибирских, арктических и дальневосточных регионов. Из-за сложившихся с советских времен диспропорций пространственного развития и сложной демографии, необходимыми ресурсами для реализации масштабных экологических проектов обладают только крупные компании.
Так, например, «Сибирская угольная энергетическая компания» за последние 20 лет инвестировала в развитие производств, социальную сферу и охрану окружающей среды около $20 млрд. Она одной из первых получила статус «Партнер национальных проектов», присваиваемый АНО «Национальные приоритеты», в том числе, по направлению «Экология», и занимает высокие позиции в рейтингах устойчивого развития РСПП.
СУЭК в 2021 году отмечает 20-летие. Компания объединяет 27 разрезов и шахт, 10 обогатительных фабрик и установок, 5 портов, 27 электростанций в 14 регионах России, сбытовые компании и торговые офисы во многих странах мира. На предприятиях СУЭК работает более 74 тысяч сотрудников, компания поставляет уголь в 49 стран мира, свет и тепло более 6 миллионам россиян.
По итогам 2020 года общая выручка группы компаний составила $6,7 млрд., что на 12% ниже показателя 2019 года из-за снижения цен на угольных рынках. Чистая прибыль зафиксирована на уровне $ 0,2 млрд.
В 2020 году глобальное рейтинговое агентство S&P провело первый комплексный аудит в области ESG – практикам в области охраны окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности были выставлены оценки «хорошо»; практикам в области корпоративного управления – «очень хорошо».
В современном мире слова «технология» и «экология» становятся синонимами, — считает гендиректор компании Степан Солженицын. По его словам, любая модернизация подразумевает обновление инфраструктуры и снижение нагрузки на окружающую среду. Всего в проекты по повышению экологичности и надёжности генерации акционеры планирует инвестировать в ближайшие годы свыше 50 млрд рублей. Программа сокращения выбросов в атмосферу включает установку новых фильтров очистки воздуха на электростанциях, замещение старых котельных современными мощностями, работающими по принципу когенерации.
Большое внимание уделяется в компании проблемам рекультивации нарушенных земель. Так, в Хакассии компания разработала совместно с НИИ аграрных проблем проект по биологической рекультивации отвалов, благодаря которой они через 7–10 лет превратятся в полноценную экосистему. В рамках этого проекта ежегодно в лесной фонд и сельскохозяйственный оборот передается около 500 га восстановленных после добычи угля земель.
Важнейший для СУЭК проект — модернизация очистных сооружений для сточных вод, которая за 2014-2019 годы позволила более чем на 80% снизить удельный сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие водные объекты. В настоящее время реализуются еще два крупных проекта: строительство очистных сооружений на Буреинском разрезе в Хабаровском крае и модернизация очистных на шахтах Кузбасса. Оба должны быть завершены летом юбилейного для компании года.
Топливо может быть экологичным
«Горизонт планирования по экологическим проектам сократился до года-двух. Качество жизни, экологической, городской среды нужно улучшать здесь и сейчас, поэтому наша инвестиционная активность, несмотря на пандемию, не просто не снизилась, а, напротив, ускорилась», — подчеркивает Степан Солженицын.
Бизнес инвестирует и в разработку инновационных продуктов, что позволяет включить в борьбу за чистые воздух и воду еще и конечного потребителя — так, в 2020 году на рынок Красноярска поступило бездымное топливо. Продукт глубокой переработки бурого угля «Сибирский брикет» был создан СУЭК на основе разработок ученых Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса еще в советское время, он позволяет снизить потребление ископаемого топлива в два раза и соответственно, уменьшает количество выбросов в атмосферу. Более экологичное топливо хорошо воспринял рынок.
«Уже на старте продаж выбор в пользу “Сибирского брикета” сделали около 2 тыс. красноярских домовладений. По нашим оценкам, в уходящем отопительном сезоне он уже завоевал 10 % рынка отопления частных домов в городе», — прокомментировал Степан Солженицын.
Промышленный комплекс на Березовском разрезе, где выпускается новое экологическое топливо, имеет мощность 30 тыс. тонн готовой продукции в год и позволяет максимально закрыть потребности столицы Сибири в экологически чистом топливе. Для повышения заинтересованности потребителей в переходе на новое топливо цены на него установлены на уровне стоимости обычного угля.
«Для покупателей и клиентов также становится важным, что компания, которой они отдают предпочтение, заботится об экологической повестке: не только модернизирует производство, устанавливая новейшие фильтры и средства очистки воды, воздуха и почвы, но и высаживает новые растения, создавая парки, занимается переработкой отходов», — отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Анна Орешкина
По материалам: “Компания”