Место Майкла Калви занял Даня Милохин
Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2021 году ждали не только ради практической полезности (все-таки среди главных спикеров все ключевые члены правительства и сам президент), но и из-за символичности возврата к нормальной жизни. Два года в режиме ожидания не прошли даром – организаторы так готовились, что подняли цены на участие до космических сумм и придумали «хайповую» программу. О том, почему ПМЭФ для многих перестал быть серьезным мероприятием, новом государственном лексиконе и немногих жестких выступлениях – в материале «МК».
Как тиктокер Собчак уложил
У каждого ПМЭФа примерно одинаковая структура. Сначала проходит стартовый день (регистрация участников и предваряющие мероприятия), потом три дня основной программы: первый – насыщен громкими экономическими сессиями и бизнес-событиями, во второй выступает Путин и его коллеги-президенты из других страны, а до третьего – мало кто «доживает». В этот раз стартовый день, в который проходил Креативный форум, вызвал чуть ли не больший ажиотаж, чем ключевая программа. С гостями Креативного форума организаторы хорошенько накреативили. Например, пригласили на мероприятие президентского уровня в качестве спикера 19-летнего TikTok-блогера Даню Милохина. Парень «уложил на лопатки» участников сессии, но не талантом к ведению дискуссии, а в прямом смысле. Он снял Tik-Tok, в котором попросил слушателей (а зал был полон) лечь на пол, а сам Милохин водрузился на стол. Поучаствовала в перфомансе и Ксения Собчак. Более того, она горячо приветствовала участие юноши в экономическом форуме – мол, «Будущее здесь». Но молодежный креатив, мягко говоря, «зашел» не всем. Пользователи Интернета, да и традиционные участники форума из числа солидных бизнесменов и финансистов, судя по разговорам, не поняли футуристичности посыла. «М -да, ПМЭФ перестал быть серьезным мероприятием», – прозвучало в кулуарах.
540 тысяч за цвет бейджа
Поводом для разочарования в ПМЭФе для многих «платных» участников стала стоимость «билета». В прошлый раз, в 2019 году (тогда форум посетили рекордные 19 тыс человек), стандартный пакет участия стоил 350 тыс рублей. В этот – 840 тыс рублей. Такая «инфляция», да еще на фоне пандемии и кризиса, пришлась многим не по душе. За премиальный пакет (он включал личное посещение сессии с участием президента) просили 960 тыс рублей. Но заплатить миллион за билет на Путина оказалось мало. Накануне закрытого пленарного заседания премиум-участникам стали приходить письма о том, что попасть на него они не смогут – из-за коронавирусных ограничений. На заседании с главой государства в итоге присутствовали в основном чиновники и главы крупнейших компаний – люди с красными бейджами. По слухам из кулуаров, поменять синий бейджик на красный рядовые участники могли за 540 тысяч рублей. Что же, увидеть президента живьем в эпоху коронавирусных ограничений – удовольствие не из дешевых.
Кстати, в билет за почти миллион рублей не входит ни проживание, ни проезд, ни питание на самом форуме. Цены в ресторанах на площадке форума вполне соответствуют цене участия, то есть неадекватные. Например, за легкий завтра из сырников приходится заплатить 1100 рублей, обычный салат из овощей тянет на 990 рублей. Даже хлеб и вода тут «золотые». Хлебная тарелка – обойдется в 480 рублей, а бутылочка воды 0,33 мл – в 550 рублей. Видимо, логика организаторов такая: если человек заплатил 800-900 тыс за участие, то и на перекус тысчонку-другую не пожалеет.
Остается неизвестным, заплатил ли за участие в ПМЭФе Даня Милохин, купивший недавно майбах. Но некоторых приглашенных спикеров заплатить за возможность выступить попросили, если верить совладелице сети кафе, общественному бизнес-омбудсмену в сфере малого и среднего бизнеса Анастасии Татуловой. Накануне форума она написала в соцсетях, что отказывается платить 960 тыс рублей за возможность выступить на форуме и попросила перечеркнуть ее фамилию в списке участников надписью «Нищеброд». Позже Росконгресс разъяснил, что Татулова подавала заявку как предприниматель, а для общественных деятелей участие бесплатное. На сессию омбудсмен в итоге попала. И наделала еще больше шуму.
В своем эмоциональном выступлении она раскритиковала власти за непонимание того, что нужно малому и среднему бизнесу, за повышение тарифов за вывоз мусора в 5 раз и пошлины за регистрацию допсоглашения к договору аренды – в 22 раза, за снижение страховых взносов для МСП только «на бумаге». Зал наградил Татулову громкими овациями.
Впрочем, это было еще до того, как прошла сессия с участием Путина. Немалую часть своего выступления президент как раз посвятил мерам поддержки малого и среднего предпринимательстваа, и ему собравшаяся в зале аудитория из высокопоставленных чиновников и обладателей «миллионных» билетов также бурно аплодировала.
Перегретая экономика и отказ от доллара
В первый же день роль главного экономического ньюсмейкера исполнил министр финансов Антон Силуанов. Он заявил, что Минфин отказывается от доллара в структуре Фонда национального благосостояния (их там было 35%). В «американца» Россия инвестировать больше не будет – оставит только евро, юани, йены, фунты стерлинги и золото (им и заменят доллар). Сам Силуанов не объяснил причину, но это за него сделал первый вице-премьер Андрей Белоусов. Как оказалось, на доллар Россия обиделась из-за санкций. Плюс процесс дедолларизации идет, внес ясность пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Глава Счетной палаты, экс-министр финансов Алексей Кудрин назвал решение «вынужденным». Независимые экономисты увидели в этом политический жест: наш ответ на антироссийские козни Вашингтона.
Второе растиражированное высказывание Силуанова – про перегретую экономику. По его словам, рост темпов инфляции (сейчас около 5,9%) говорит о перегреве экономики и сигнализирует о том, что нужно нормализовывать кредитно-денежную политику. Проще говоря, хватит нам низких ключевых ставок – ради победы над инфляцией их нужно повышать. Иначе, по мнению Силуанова, нас ждет обесценивание денег, социальных выплат, зарплат. «Мы с Эльвирой ходим парой», – сказал глава Минфина, кивнув на свою коллегу по макроэкономической сессии, главу Банка России Эльвиру Набиуллину. Она никаких планов на ужесточение кредитно-денежной политики не раскрыла, но сказала, что та остается мягкой, несмотря на повышение ключевой ставки для удержания инфляции.
Растут цены? Вам показалось
Ускорение инфляции для простых людей выражается в заметном удорожании продуктов питания и потребительских товаров. Впрочем, по мнению вице-премьера Виктории Абрамченко, цены на продукты в России стабилизировались. По ее словам, в последнюю неделю дорожал только «борщевой набор» и то из-за сезонного фактора. Самый большой вклад в продуктовую инфляцию внес картофель, подорожавший на 11%. Просто урожай еще собрали.
Вообще тезис о том, что «у нас все хорошо» (с экономикой, ценами, преодолением пандемии) сквозной красной нитью проходил через все сессии с участием членов правительства. Оптимизмом с российской спецификой прониклись даже зарубежные гости форума. За не столь уж критичный спад экономики – по сравнению с другими странами – Россию похвалила директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева. По ее словам, наше правительство быстро спохватилось и предотвратило беду. За успехи в борьбе с пандемией Россию отметил и директор европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге. Интересно, за стенами «Экспофорума» ( места проведения ПМЭФ) – многие ли россияне, не способные выложить 800-900 тыс за участие в нем, разделяют эти хвалебные оценки?
Расхваливали правительство и на деловом завтраке Сбера, где собрались все сливки кабмина. Особенно воспевали деятельность налоговой службы и темпы цифровизации. Все это вывело из себя главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. Он «напал» на главу думского комитета по налогам Андрея Макарова с язвительным замечанием: «Я уже слышу от вас все десять лет, что у нас блестящее правительство. Сначала Медведева, потом Путина, потом опять Медведева, потом Мишустина».
Сам Макаров тоже довольно жестко выступил, хотя на подобных площадках он часто примеряет амплуа провокатора. Говоря об оставляющем желать лучшего инвестиционном климате, он сказал: «Третий день форума, а еще никакого не арестовали. Уже достижение». Видимо, вспомнил о печальной судьбе видного международного инвестора Майкла Калви, работавшего в России – бывшего завсегдатая ПМЭФ, взятого под стражу накануне предыдущего форума. Еще Макаров призвал государство задуматься, что важнее: газификация маленького села или строительство второго небоскреба «Газпрома» в Петербурге. И пошутил, что из-за архитектурной застройки в центре северной столицы небоскреб не видно: «Надо было строить выше».
Судя по настроениям в кулуарах ПМЭФа, многие участники задумаются о другом: стоит ли сюда ехать в следующий раз. Да, тут слушают президента вживую, ищут клиентов, заключают соглашения, жмут руки партнерам и чиновникам. Однако коронакризис ударил даже по самым богатым и для тех, кто знает цену деньгам, такие мероприятия все больше превращаются в непозволительная роскошь. Хотя нам, у кого вся годовая зарплата равняется стоимости «билета» на форум, логику миллиардеров не понять. Вероятно, престиж и возможность «померится» стендами стоит дороже, чем мы думаем.
ПМЭФ в цитатах
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко о «прозрении правительства»: «Мы с утра приходим и видим у нас на мониторах показатели всех отклонений по всем мероприятиям, которыми занимаемся правительство. Мы стремительно прозреваем, и на основе этого у нас появляется данные для принятия осознанных решений, а не раз в году, когда мы видим данные Росстата».
Спецпредставитель президента РФ по устойчивому развитию Анатолий Чубайс: «Распространена точка зрения о том, что изменение климата придумал Запад. Она полностью, на 100% неадекватна, устарела и искажает реальность. Те, кто с этой точкой зрения выступают, не понимают, что происходит…Перед нашим бизнесом стоит сложнейшая проблема, которая потребует глубокой реструктуризации. В моем понимании, до 100%».
Глава ФНС Даниил Егоров о правильной трактовке налогов: «Налоги можно воспринимать как дань, а можно – как инвестицию в будущее».
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов о будущем наличных денег: «Все-таки бумага – это инфекция. Говорят же – «грязные деньги», так вот мы еще получили и заразные. Наверное, это отходящая технология. Я думаю, наличные тоже когда-то, через 20-30 лет, будут маргинальными. Вот цифровой рубль должен будет их заменить».
Омбудсмен по правам МСП Анастасия Татулова о нуждах предпринимателей: «Основные запросы предпринимателей – это прибыльность и безопасность. Больше предпринимателю ничего не надо. От слова совсем. Больше всего ему не нужны форумы».
Глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров об инвестиционном климате: «Майкл Калви опять не приехал на ПМЭФ. И поверьте, не потому, что не хотел. Наверное, не смог».
Шоумен и медиаменеджер Сергей Шнуров о миссии блогеров: «Являются ли блогеры СМИ? Являются. СМИ – это средства массовой информации. Блогеры же массово информируют».
Инна Деготькова
По материалам: “Московский комсомолец”