Цены на газ на основных рынках вдвое выше, чем год назад, — это следствие наступления летней жары в Северном полушарии, пишет The Wall Street Journal. «Навеса» предложения, сформировавшегося в пандемический 2020 год, больше нет
Фьючерсы на природный газ в США на отметке $3,125 за миллион BTU — на 96% выше, чем год назад или на уровне начала лета 2017 года. В США синоптики предсказывают жаркое лето с ростом расхода энергии на кондиционирование, а за ним — дальнейшее повышение цен перед отопительным сезоном.
Прикрывшие в пандемию скважины производители газа на этом рынке не спешат их приоткрывать, объясняет издание: пиком рынка остается показатель добычи, достигнутый в декабре 2019 года. Падение добычи происходит уже одиннадцатый месяц подряд, а запасы газа в хранилищах на 16% ниже, чем год назад, и на 5% ниже, чем в среднем за пять лет. Вторичный фактор роста цен на газ — снижение выработки энергии на ряде крупных ГЭС из-за засухи на западе США: дневные температуры там сейчас превышают 40 градусов Цельсия.
Дороговизна газа повысит издержки людей, работающих на удаленке, цены на альтернативный энергоноситель — уголь — и в обозримой перспективе внесет свой вклад в инфляцию, отмечает WSJ.
Примерно то же происходит в Европе, которую после холодной зимы накрыла волна жары: спотовые цены на хабе TTF в Нидерландах выросли до $363 за тысячу кубометров, максимума с начала 2018 года. Высокое текущее потребление также сокращает возможности закачки газа в подземные хранилища газа (ПХГ), заполняемость которых на многолетних минимумах, и вынуждает возвращаться к углю.
С начала года средняя цена контракта «на день вперед» на TTF составила уже $264 за тысячу куб. м. В бюджет «Газпрома» на 2021 год заложена средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье в $170 за тысячу кубометров, отмечает «Интерфакс».
Как раз в июле на ремонт становятся два главных российских экспортных газопровода — «Ямал—Европа» и «Северный поток». При желании «Газпром» сможет докупить транзитных мощностей в украинской газопроводной системе — такой аукцион на 15 млн куб. м в сутки назначен на 21 июня — однако ранее, в мае, такого желания монополия не показала.
Ресурс «Нефтегаз» указывает, что дефицит газа в Европе выгоден «Газпрому» политически (так он демонстрирует реальную экономическую потребность в «Северном потоке — 2») и тактически: украинский аукцион — важный фактор спотовых цен на газ.
EU #gas prices cont. higher on tight supply due to reduced flows from Russia, system maintenance in Norway and increased global competition for LNG cargoes. Forcing utilities to burn more #coal thereby driving #emission prices higher – #inflation pic.twitter.com/bXSDHUgemk
— Ole S Hansen (@Ole_S_Hansen) June 21, 2021
Сергей Смирнов
По материалам: “The Bell”