Уже в следующем году на рынок должны выйти три тысячи российских электромобилей, а к 2030 году таких будет производиться 217 тысяч, говорится в последней версии концепции развития электротранспорта, с которой ознакомился «Коммерсант»
С исходной весенней версии программа подорожала почти вдвое и претерпела несколько изменений.
Деньги
Бюджет программы до 2030 года вырос с 418 млрд рублей до 803,7 млрд рублей. Средства предназначены для льготных автокредитов и лизинга электромобилей, создания зарядных станций и производства компонентов. Ранее Минэкономразвития просило на финансирование концепции 153,5 млрд рублей из бюджета и внебюджетных фондов, теперь — 181,6 млрд рублей.
Частично это бюджетное финансирование планируется собрать за счет сбора с традиционных автомобилей, а также возвращающейся ввозной пошлины и десятикратно увеличенного утильсбора на электротранспорт.
- До 2030 года бюджет программы должен пополниться на 72,4 млрд рублей за счет «тарифной защиты» в виде утильсбора и ввозной пошлины, которая с 2022 года увеличится с нулевой до 5%, а с 2025 года — до 15%.
- Утильсбор, который в следующем году взлетит до 360 тысяч рублей с нынешних 32 тысяч рублей, затем будет расти постепенно: 400 тысяч рублей в 2026–2027 годах и 600 тысяч рублей в 2028–2030 годах.
Производители
Три тысячи отечественных электромобилей в 2022 году должен выпустить «Моторинвест», а еще через год удвоить производство, утверждается в проекте Минэкономразвития. Этот липецкий завод до середины 2019 года собирал машины китайской Changan, а в марте 2021 года избежал банкротства. О планах заняться производством электромобилей «Моторинвест» ранее не сообщал, отмечает РБК.
В 2024 году по пять тысяч электромобилей выпустят «Автотор» и «КАМАЗ» (единственный российский производитель с рабочим прототипом электромобиля, в прошлом году он представил небольшой электромобиль «Кама-1»). «Автотор» планирует начать выпуск электромобилей на калининградском заводе в 2023 году, писал ТАСС в марте этого года. Над проектом вместе с российским холдингом работают в том числе Kia и Hyundai. К 2030 году власти планируют, что в России будет производиться 217 тысяч электромобилей.
К 2030 году в России должно появиться 73,9 тысячи зарядных станций, следует из программы. На софинансирование «быстрых» установок и их техприсоединения предлагается направить 181 млрд рублей, а «медленные» создавать за частные средства.
Отечественный электромобиль
В концепции также появилось определение отечественного электромобиля: до 2023 года российским будет считаться электромобиль, собранный в России, в 2024 году — тот, для которого в стране выполнена сварка и окраска, а с 2025 года локализация должна затронуть сборку двигателей и производство батарей. Примерно до 2023 года планируется субсидировать каждый проданный отечественный электромобиль, а затем снижать долю таких продаж до 10% в 2030 году. На эти субсидии потребуется 121 млрд рублей.
Исходно в программе подразумевалась ее реализация консорциумом во главе с «КАМАЗом», но в новой версии этого нет. Также не приведены пилотные города, которыми в весенней версии назывались Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Севастополь, Калининград и Казань. Там для электромобилей должны были ввести нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг. В последней версии говорится, что пилотные города планируют определить до августа.
Что мне с этого?
В исходной версии Минэкономразвития прогнозировало, что доля электромобилей в российских продажах достигнет 1,7% уже в 2022 году и целых 15% в 2030 году. Для сравнения, страны G7 планируют довести долю электромобилей в продажах до 50% в ближайшие 10 лет, а лучше раньше. В прошлом году в России продали 687 новых электромобилей, что меньше 0,1% рынка.
Алена Якушова
По материалам: “The Bell”