Если любви не получилось, должен быть расчет!

Экономист Игорь ЛАВРОВСКИЙ предлагает пути выхода из экономической зависимости от Европы.

453

Россия – экономический вассал Евросоюза. Каким образом Кремль может проводить равноправную политику по отношению к Брюсселю, если европейское доминирование в российской внешней торговле давно уже превысило все мыслимые пределы?

Доля ЕС в российском экспорте

 33

Доля ЕС в российском импорте

 331

ЕС контролирует свыше половины всей российской внешней торговли, соответственно, -кто деньги платит, тот и музыку заказывает не только на «постсоветском пространстве», но и в самой России. Огромное количество людей кормится на всём этом прибыльном товарообмене и, фактически, работают не в интересах сужающейся сферы влияния России, а в интересах пухнущей на дрожжах бюрократической евроимперии.

Если ситуация не изменится, то ни о какой самостоятельной роли можно и не мечтать. Наоборот, выбивая из-под России один постсоветский рынок за другим ЕС приведёт нашу страну к полному экономическому и политическому ничтожеству.

Российская политическая риторика лишь затуманивает факт экономической зависимости от Евросоюза. Одно крыло клянет Америку, которую мы в нашей повседневности не видим и не слышим – за исключением двух столпов – Кока-Колы и Макдональдс с примкнувшим к ним Фордом (кстати, надо отметить, что в отличие от Европы, Америка поставляет и производит продукцию в России для действительно массового народного потребителя). Другое крыло впаривает «европейские ценности». ДЕВЯНОСТО ТРИ процента мирового населения как-то живёт себе без присяги «европейским ценностям». А зачем нам это эксклюзивное счастье?

Отдавая свой рынок Евросоюзу, Россия подписывает себе смертный приговор. Не будет ни развития, ни конкуренции, ни самостоятельной политики и культуры. Достаточно посмотреть на вступивших членов бывшего Восточного блока, превратившихся из витрины одного блока в глухую периферию другого.

Россия должна играть самостоятельную игру. Не допускать доминирования на своём рынке НИ ОДНОЙ из мировых экономических сил. Зарабатывать на конкуренции между ними и развиваться за счёт этой конкуренции.

Для этого нужно стремительно диверсифицировать структуру своей внешней торговли. Некоторые шаги в этом направлении делаются, но слишком мало и слишком медленно. Для того, чтобы запустить процесс и запитать его деньгами, при этом решая свои собственные задачи регионального развития, нужно ПРИДВИНУТЬ ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ  ГРАНИЦЫ КИТАЯ и США к Днепру. Обрадовать госпожу Меркель. Заместить европейский импорт азиатским, американским и ближневосточным. Это даст колоссальный стимул российскому Дальнему  Востоку и Югу России. Денежные потоки потекут через Россию, а не мимо неё.

Почему Европа захватила российский рынок? Причин две – монополия в российском энергетическом секторе и хаос на потребительском рынке.

Россия унаследовала энергетический экспорт от СССР вместе с трубами, гигантскими месторождениями и монопсонией, то есть зависимостью от одного покупателя. Никаких серьёзных попыток уйти от этой структуры до сих пор сделано не было. Российская энергетическая политика передавила мелкие и средние нефтегазодобывающие компании отнюдь не в интересах России, а в интересах удержания всё той же высокорисковой монопольной структуры экспорта. Но если открыть свободную зону для разведки и разработки месторождений нефти, газа и угля на Дальнем Востоке, это породит серьёзный приток капитала и экспортных ресурсов для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Нельзя в Азии воспроизводить всё ту же монопольную структуру экспорта – одна труба – один начальник. Это уже плохо работает в Европе и не будет лучше работать в Азии.

Гайдар энд компани уничтожили советскую монополию ввозной внешней торговли и открыли российский рынок для лёгкого захвата иностранными производителями. Началась свалка, превзошедшая все предыдущие золотые лихорадки вместе взятые. Все «кладоискатели» попёрлись в европы со своими фурами и баулами. Сообщаю для дилетантов и неосведомлённой публики. Доставка груза морем из Америки или Китая значительно ДЕШЕВЛЕ привоза фурами из Европы.Но поскольку в этой сфере действует тьма-тьмущая мелких импортёров, то ни у кого их них нет достаточно финансовых ресурсов, чтобы организовать и профинансировать торговлю корабельными партиями. Они торгуют фурами и палетами. Отсюда и зависимость от Европы. Палету в Штатах не закажешь. Но если государство сумеет простимулировать создание крупных торгово-логистических компаний, работающих с Китаем и Штатами, то мнимая привлекательность европоставок улетучится как аромат поддельных французских духов.

Если такой разворот внешнеэкономической политики будет сделан, то мы станем гораздо более важным и серьёзным партнёром и Китая, и Штатов, и того же Евросоюза. Не уважают того, кто от тебя зависит. Россия в отношениях с Европой напоминает верную жену блудливого мужа. Всё ждёт взаимности – не дождётся. Простой сексопатологический совет – а заведи себе любовника. Двух. Трёх. Глядишь, договороспособность улучшится. То же и в экономике.

Разворот к АТР и Ближнему Востоку совпадает с естественными направлениями развития России и с уже сделанными недавно инвестициями. Владивосток может стать центром развития китайско-американского импорта и новых инвестиций в энергоэкспорт, а Сочи – в широком смысле это весь Юг – от Ростова к Сочи через Краснодар – российского промышленного и продовольственного экспорта на Ближний Восток, Индию, Африку и, соответственно, логистическим центром турецко-ирано-индийского импорта. Инвестиции в логистическую инфраструктуру окупятся за счёт значительно более низких издержек производства неевропейского импорта по сравнению с европейским. Пределом глупости является покупка сделанных в Китае европейских брендов у еврокомпаний. Нужно уходить от этого на прямые связи с производителями.

Бывшие советские республики при этом будут естественным образом втянуты в трансконтинентальную торговлю и привлекательность искусственных евросхем для них резко снизится. Зачем им будет конкурировать с Россией на европейских рынках энергоресурсов, если откроется гораздо более экономичная возможность поставлять сельскохозяйственную и промышленную продукцию на российский рынок? Я не понимаю, чем апельсины, выращенные в Испании лучше таких же апельсинов, но выращенных в Узбекистане. Могу на основе личного опыта подтвердить, что китайская клубника ничем не хуже европейской. Но дешевле.

Континентальный сдвиг в российской внешней торговле создаст множество новых состояний. Миллионы новых рабочих мест. Отпадут вопросы параноидальных бухгалтеров кудриномической школы – а зачем нам развивать национальную инфраструктуру. А вот затем. Чтобы быть великой экономической державой, независимой ни от одного мирового экономического центра, а обогощающейся на конкуренции между ними.

Континентальная торговля и освоение ресурсов Дальнего Востока дадут правильное направление российской инновационной и промышленной политике. Появится платежеспособный спрос на транспортную технологию, новую технологию поисков и добычи угля, нефти и газа, новой технологии строительства, производства промышленной продукции не для стагнирующего, перенасыщенного и сверхбюрократического европейского рынка, а для растущих экономик стран АТР, Индии и Ближнего и Среднего Востока.

Мой совет Министерству по развитию Дальнего Востока – нужно думать не только об организации территорий опережающего развития там, на месте, но и об интерфейсе с российской экономикой в целом. Должны быть созданы эффективные логистические центры в Центральной Россиипод дальневосточную торговлю крупными партиями. Нужно сразу замыкать финансовые потоки на массового потребителя. Противопоставить уродливому рыночному капитализму плановый государственно-корпоративный капитализм.

Игорь ЛАВРОВСКИЙ, экономист, 

Председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России»

Ранее

ЕГЭ для чиновников

Далее

Украинский «Беркут» расформирован

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru