Дефицит на нефтяном рынке

Реальная ситуация или информационные вбросы?

Если верить вице-премьеру Александру Новаку, курирующему нефтяную отрасль, уже в конце мая мировой рынок столкнулся с дефицитом нефти в размере одного миллиона баррелей в сутки. Более того, банк Goldman Sachs утверждает, что дефицит этот достиг уже трех миллионов баррелей.

Он покрывается за счет резервов, накопленных в «сытые» времена, когда добыча намного опережала рост спроса, а страны-производители еще не приступали к картельным манипуляциям в рамках ОПЕК и ОПЕК+ по сокращению предложения нефти. Задача картельного сговора — стабилизировать рынок путем сокращения этих резервов, чересчур большой размер которых давит на цены. Сейчас они растут, и некоторые участники альянса ОПЕК+, начиная с России, уже призывают к увеличению добычи сверх оговоренных квот.

Объем потребления нефти в мире постепенно движется к уровню до пандемии. По данным Goldman Sachs, сейчас он составляет примерно 97 млн баррелей в сутки, хотя за месяц до этого оценивался в 95 млн баррелей. В августе, как предсказывают авторы этого анализа, суточное потребление выйдет на 99 млн баррелей, откуда уже недалеко и до 100 млн, то есть до уровня перед вирусной атакой COVID-19. Цена барреля смеси Brent, отмечается в разработке банка, будет колебаться в третьем квартале около отметки $80, время от времени выскакивая вверх из этого коридора. С таким же прогнозом выступили Министерство нефти Ирана и другие ведомства в нефтедобывающих странах.

Прогнозы множатся. Bank of America, например, считает, что баррель Brent будет стоить $64 в марте будущего года, но на фоне нарастающего спроса вырастет в цене до $100 в сентябре. Проверить такие долгосрочные расчеты и поверить в них сейчас невозможно.

О превышении спроса над предложением твердят на каждом углу. Складывается впечатление, что развернута атака информационных вбросов, и некоторые наблюдатели даже стали подозревать крупных игроков финансового рынка в сговоре, рассчитанном на рост котировок таких инструментов, как фьючеры, форварды, спреды и прочие деривативы нефтяных цен. Идут прогнозы провала переговоров о снятии эмбарго с экспорта иранской нефти, муссируются ожидания экономического роста в США, Индии и Китае, скорого преодоления последствий пандемии и так далее.

Фото: РИА Новости

Словно бы в рамках этой кампании агентство Bloomberg предупреждает, что потенциал увеличения нефтедобычи участниками ОПЕК+ не так высок, как предполагалось, — всего 4,5 млн баррелей в сутки, что якобы не сможет покрыть дефицит, оцениваемый в будущем году чуть ли ни в 6 млн баррелей. Так, у России, указывает агентство, запасная мощность по добыче не превышает 0,91 млн, а у Саудовской Аравии —– 0,76 млн баррелей в сутки. Данные выглядят сильно заниженными, но вывод потребители такой информации должны сделать один — дефицита не избежать, нефть подорожает, спешите покупать нефтяные финансовые инструменты, которые обязательно взлетят в цене.

Интересно наблюдать, как интенсивность таких предупреждений вырастает как раз накануне экспирации опционов и фьючерных контрактов на бирже. Игра там идет нешуточная.

При этом в информационной тени остаются сообщения, которые мешают поверить в неизбежность дефицита.

Экономика Китая растет далеко не теми темпами, какие могут способствовать бурному увеличению спроса на энергоносители. Правительство КНР только что распределило импортные нефтяные квоты на этот год, сократив их на 35% по сравнению с прошлым годом. Если что-то у китайцев бурно растет, так это производство электромобилей. В Индии тоже не видно реального оживления экономики.

В Соединенных Штатах продолжается отбор нефти из резервных хранилищ, но с каждой неделей он становится все меньше, а добыча, по прогнозам, уже через год должна вырасти на полмиллиона баррелей в сутки. Американской экономике грозят инфляционные риски и рост долгов населения.

Пандемия по-прежнему бушует. Вводятся новые ограничения на передвижение через границы даже в Европе. Японцы стали рассуждать о вводе чрезвычайного положения, несмотря на планы проведения Олимпийских игр.

К тому же все больше развитых стран объявляют о скором запрете на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а автокомпании принимают планы производства электрических машин.

Не говорите потом, что вас не предупреждали. Сценарии, разумеется, могут осуществиться разные, но вариант с выходом тех же саудовцев на новый этап демпинговой войны против производителей нефти с высокой себестоимостью (в сговоре с крупными игроками финансового рынка) исключать нельзя.

Михаил Крутихин

По материалам: “Компания”

Ранее

В ВОЗ оценили введение в Москве QR-кодов для посещения ресторанов

Далее

Набиуллина заговорила о новом повышении ключевой ставки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru