Почему в России растет число личных и корпоративных банкротств
Первое полугодие закончилось для России волной разорений. Количество личных банкротств удвоилось, а число корпоративных — пошло вверх впервые с 2017 года. Эксперты связывают это с окончанием банкротного моратория и восстановлением работы судов. В дальнейшем, как ожидается, ситуация станет лишь хуже.
О непростой ситуации с банкротствами свидетельствуют данные Федресурса. Судя по ним, в первой половине 2021-го суды признали несостоятельными 88 тысяч россиян, включая индивидуальных предпринимателей. Годом ранее показатель был вдвое меньше и составлял 42,7 тысячи россиян, приводит данные реестра РБК.
На январь—июнь пришлась почти четверть всех личных банкротств, зафиксированных в России в целом. Эту процедуру запустили в октябре 2015-го, и с тех пор несостоятельными признали 370 тысяч россиян. Граждане чаще самостоятельно инициируют свое банкротство. Доля поданных лично заявлений стабильно составляет 95%.
Число банкротов среди юридических лиц тоже растет. Оно увеличилось в России впервые за четыре года. В первом полугодии число несостоятельных юрлиц в России достигло 4,92 тысячи (+9,2%). Тем не менее, если сравнивать с допандемийным 2019 годом, банкротов за этот период оказалось на 19,2% меньше.
Пандемийная пауза
Количество банкротств в России неуклонно росло с 2012 года. Своего пика оно достигло в 2017 году, когда несостоятельными были признаны 13,54 тысячи компаний. Затем график плавно пошел вниз: в 2018-м банкротами стали 13,12 тысячи компаний, в 2019-м — 12,4 тысячи, а еще через год — лишь 9,93 тысячи.
Низкий уровень банкротств, зафиксированный в 2020 году, связан сразу с несколькими факторами. Один из них — мораторий на банкротство, который ввели в стране в апреле. Сначала возбуждение дел о банкротстве приостановили на полгода, а затем продлили действие моратория до 7 января 2021-го.
Такую меру ввели в качестве поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в пострадавших от коронавируса отраслях. По оценкам Минэкономразвития, мораторий распространился почти на 15% компаний и около 40% всех ИП страны. В результате число банкротств банкротств юрлиц в январе—ноябре прошлого года сократилось на 20%.
Второй мерой, отсрочившей разорение компаний, стали нерабочие дни и «судебные каникулы». Из-за них судьи рассматривали только самые безотлагательные дела. Во втором квартале 2020-го суды принимали документы только через электронные интернет-приемные или по почте и по возможности рассматривали дела с помощью систем видеоконференц-связи.
Эффект отложенного спроса
То, что число процедур личного банкротства ежегодно растет, связано с «ловушкой низкого старта», считает замглавы Минэкономразвития Илья Торсов. Он отметил, что банкротство становится все более востребованным механизмом «освобождения граждан от безнадежных долгов».
«На наш взгляд, складывающаяся ситуация может быть связана в том числе с мерами поддержки бизнеса, осуществляемыми в период распространения коронавируса, в том числе мораторием на подачу кредиторами заявлений о банкротстве. Это помогло многим предприятиям, которые смогли стабилизировать в кризисной ситуации свою хозяйственную деятельность», — сказал Торсов.
Его мнение разделяют и другие эксперты. Как сообщил «Коммерсанту» Давид Кононов, руководитель банкротной практики «Лемчик, Крупский и партнеры», в первые три месяца после окончания ограничений кредиторы не могли банкротить за долги, которые возникли в период действия моратория. Из-за этого с января по март ожидание кредиторов продолжилось.
«Следовало ожидать, что через какое-то время будет отскок, ведь фактически мораторий просто отсрочил решение проблем», — добавил управляющий директор Proxima Capital Group Евгений Третьяков. По его словам, множество открытых кейсов на сегодняшний день представлено неплатежеспособными должниками.
Помимо традиционной процедуры, существует и внесудебное банкротство. Оно заработало в России в сентябре прошлого года и позволяет подать заявление через МФЦ. Подать на такое банкротство могут те, у кого есть долги в 50000 — 500000 рублей и нет имущества, а исполнительный лист возвращен взыскателю.
В заявлении необходимо указать всех кредиторов и уточнить размер обязательств перед ними. После этого МФЦ запускает проверку сведений. Внесудебное банкротство длится шесть месяцев, после чего физлицо освобождается от долга. К процедуре можно прибегнуть повторно, но через 10 лет.
Роста смертности не избежать
Ранее о тяжелом положении россиян и бизнеса говорил колумнист «Компании» и доктор экономических наук Валентин Катасонов. Эксперт напомнил, что 1 июля перестает действовать рекомендация о реструктуризации кредитов пострадавшим от коронавируса гражданам и малому и среднему бизнесу.
«Как ни парадоксально, но реструктуризация может отсрочивать выплаты и одновременно увеличивать сумму долга. Увы, именно это происходило в отношении многих долгов по банковским кредитам. А за этим скрываются отложенные, или отсроченные банкротства», — заявлял он.
По словам Катасонова, «смертность» бизнеса в этом году будет выше, чем в 2020-м. Особенно тяжело придется общепиту, гостиничному и туристическому бизнесу. Прогноз эксперта по банкам оказался более утешительным. Для них ЦБ сохранил ряд преференций, в частности, вступление в силу норматива концентрации крупных кредитных рисков.
«К концу года в банковском секторе может остаться 330 банков. В следующем году, когда ожидается отмена всех преференций для кредитных организаций, смертность банков как минимум не уменьшится. Но относительные показатели смертности будут неизбежно увеличиваться. Ведь число кредитных организаций в России тает, как мартовский снег», — заключил Катасонов.
Полина Матюхина
По материалам: “Компания”