Какие компании схлопнутся
Действующие в России ковидные ограничения продолжают сильно бить по бизнесу. По данным экспертов международной группы CofacВо, во второй половине 2021-го страну ждет всплеск банкротств юрлиц. В первую очередь под удар попадут мелкие и средние предприятия (МСП). Для небольшого бизнеса, существующего без увесистых государственных подкормок, наступает критический момент: падение оборотов спровоцировало рост кредитного пузыря, который может лопнуть в любой момент.
По словам самих предпринимателей, в общепите обороты уже упали минимум на 50%, а где-то (в частности, в заведениях, ориентированных на ночной трафик) вплоть до 95%. При этом, по официальным заявлениям властей, оборот упал «всего» на 15–20%. Но даже это уже много: арендные платежи, налоги, зарплаты, расчеты с поставщиками дешевле не становятся. Конечно, текущая ситуация далека от полного локдауна прошлого года, но и бизнес сейчас, на фоне проседающего спроса и роста закредитованности, явно не в лучшей форме.
В числе пострадавших отраслей не только общепит. Наибольший рост просрочек платежей у поставщиков наблюдается в фармсекторе, подчеркивают специалисты CofacВо. По их данным, объем просроченных обязательств вырос в 3,6 раза по сравнению с первым кварталом 2020-го. В целом ситуация следующая: в первом полугодии 2021 года количество корпоративных банкротств выросло до 4918, что на 9,2% больше, чем за тот же период 2020 года, но на 19,2% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. Напомним, в пандемийном 2020-м в стране был введен мораторий банкротства по инициативе кредиторов. Только по этой причине число «схлопываний» сократилось почти на 20%. Срок действия этого ограничительного механизма завершился 7 января этого года.
Теперь мораторий больше не действует. Поэтому, вероятнее всего, количество банкротств среди юридических лиц вырастет за 2021 год на 20–30% относительно показателей 2019 года, то есть составит порядка 12–13 тыс. компаний, считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.
По мнению эксперта, самые «рискованные» в этом отношении секторы — это общепит, сфера услуг, туризм. Могут в этот список войти и некоторые импортеры из-за роста расходов на логистику и падения прибыли из-за девальвации рубля. «Особенно актуальными сейчас видятся проблемы туристической отрасли и общепита», — подчеркнул собеседник «МК».
В допандемийном 2019-м сектор МСП набрал кредитов на рекордные за предыдущие 6 лет 7,8 трлн рублей. А сейчас же каждый третий бизнес, по данным Банка России, имеет задолженность, в том числе просроченную, перед кредиторами, рассказывает директор по стратегическим коммуникациям платформы «Рокет Ворк» Дмитрий Дригайло. «В такой ситуации без государственной поддержки сектор долго не протянет, и нас ждет новая волна закрытий и банкротств. А вместе с этим — новые потрясения на рынке труда, так как в стране в секторе МСП занято свыше 20% всех трудящихся», — подчеркивает он.
Между тем в прошлом году из-за локдауна и обвалившегося спроса обороты малых и средних предприятий в непродуктовом ритейле, общепите, сфере услуг проседали вплоть до 70% или ушли в «минус» на 3,1 трлн рублей. Это, даже при действовавших тогда программах господдержки и моратории на банкротства, привело к прекращению деятельности свыше миллиона фирм (это почти каждый пятый малый бизнес в стране). «Если история повторится этой осенью, потери бизнеса, оставшегося один на один с пандемией, будут куда значительнее», — заключил Дригайло.
Напомним, что недавно в «МК» прошел «круглый стол», посвященный состоянию малого бизнеса. Эксперты сошлись во мнении, что в планы государства на 2021 год не входит спасение МСП. По оценкам председателя комитета МТПП по вопросам развития инвестиционной среды для бизнеса Анны Вовк, закроется от 30 до 50% предприятий. «Та помощь, которую выделили власти в период прошлогоднего локдауна, растворилась в неизвестности и не принесла реального эффекта, — подчеркнула она. — Для того чтобы государство дало толчок экономике, нужен спрос, а для этого у населения должны быть деньги».
Людмила Александрова
По материалам: “Московский комсомолец”