Почему Wildberries оставляет без денег своих поставщиков
Не все беды малого бизнеса связаны с пандемией и QR-кодами, отмененными на прошлой неделе. В редакцию «Новых Известий» поступили десятки обращений от поставщиков, продающих свои товары на маркетплейсе Wildberries. Компания Татьяны Бакальчук не перечисляет им деньги за проданный товар, а поддержка не может ничем помочь.
До того, как обратиться в редакцию «НИ», поставщики Wildberries, не получающие своих денег, пытались самостоятельно решить вопрос и пообщаться с маркетплейсом, но попытки оказались тщетны и добиться выплат не удалось. Мы опросили продавцов, состоящих в одном из чатов, в котором находится порядка 450 предпринимателей. Проблема у всех одна: Wildberries не платит, а обращения в техподдержку маркетплейса ни к чему не приводят. В некоторых случаях задолженность длится более полугода.
Практика показывает, что писать в поддержку – пустая трата времени. От Wildberries приходят лишь стандартные автоматические отписки.
На обращение “НИ” в Wildberries отвечают примерно то же самое, что и партнерам – говорят о проверке реквизитов, и обещают разобраться:
– Дело в том, что у нас 230 тыс. продавцов на платформе. Не исключено, что у кого-то просто неверные реквизиты указаны, и платеж возвращается – это самая частая история. Можете прислать подробности – мы обязательно разберемся и дадим ответ? – пояснили в пресс-службе Wildberries.
Таким образом предприниматели оказываются заложниками ритейлера, отказаться от услуг которого тоже не так просто. Онлайн – торговля на протяжении последних лет и так показывала стремительный рост, а прошлый пандемийный год и вовсе перевернул все с ног на голову: онлайн-покупки стали не просто трендом, а основной движущей силой малого и среднего бизнеса. Хочешь продавать – иди в интернет.
На этом фоне российские маркетплейсы показали полуторакратный рост выручки – до 2,7 трлн рублей. Логично: это раньше Ozon специализировался на книгах, на AliExpress доступны были товары из Китая, а Wildberries занимались одеждой и товарами для детей. Теперь там можно купить всё и сразу, вплоть до продуктов питания. И тенденция роста сохраняется: в первом квартале 2021 года рынок e-commerce в России вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а к 2024 году совокупная выручка от онлайн-продаж, по прогнозу Data Insight, достигнет 4,4 трлн рублей и займёт 20% от всей розницы в стране.
Поставщикам, особенно небольшим, желательно размещаться как раз в крупных маркетплейсах. Выручка Яндекс.Маркета в 2020 году составила 28,8 млрд рублей, Lamoda собрала 37,7 млрд рублей, Ozon – 197 млрд рублей, AliExpress – 229,3 млрд рублей (оборот локального бизнеса – 54,9 млрд рублей), Wildberries – 437,2 млрд рублей. То есть на 5 компаний приходится 34% всей онлайн-торговли страны. При этом Wildberries – самый крупный маркетплейс. В сфере одежды и обуви он уже в 2019 году занимал 36% рынка e-commerce, хотя в стране насчитывается более 4000 интернет-магазинов одежды и обуви.
Ситуация сложилась патовая: ради хороших продаж размещения в маркетплейсах не избежать, а значит придётся платить комиссию и делиться своей прибылью. Но это ещё полбеды. Куда хуже, если, как в случае с Wildberries, маркетплейс просто не выплачивает продавцу его деньги. Как поясняет омбудсмен малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова, крупный ритейл всё чаще пренебрежительно относится к малому бизнесу.
– Очень часто производители, поставщики, особенно малый и средний бизнес, к сожалению, оказываются заложниками ритейлеров. Что онлайн, что офлайн. Потому что отсрочки большие, есть неплатежи, и компании часто могут просто даже остановить свою деятельность из-за того, что им крупная площадка не платит.
Механизм взаимоотношений с поставщиком следующий. Когда кто-либо совершает покупку и вводит данные карты, деньги поступают на счёт маркетплейса. Как пояснил один из продавцов, обратившихся в редакцию «НИ», маркетплейс раз в неделю предоставляет отчёт о продажах и потом в течение 14 календарных дней должен перечислить деньги продавцу – всё зафиксировано в договоре-оферте. Но обещать – не значит жениться. Люди, имеющие свой небольшой бизнес в формате самозанятого или индивидуального предпринимателя, нередко оказываются в крайне затруднительной ситуации. Для них выручка от продаж – это средства для существования.
Подобных историй, когда люди теряют возможность содержать семьи из-за безалаберности Wildberries (а может быть и политики – для маркетплейса это бесплатный капитал, на котором можно зарабатывать) – масса. И они подтверждаются не только словами самих поставщиков, но и судебными разбирательствами. По данным системы «СБИС», количество исков к маркетплейсу неуклонно растёт. Если в 2017 году на компанию подавали в суд 27 раз, то в 2021 году ООО «Вайлдберриз» успело стать ответчиком в 120 делах на 300 млн рублей. Такой рост числа исков – это уже не случайность и не ошибка поставщиков – Wildberries выигрывает в суде лишь 5% дел. Всего сумма исков к маркетплейсу перевалила за 1 млрд рублей.
Почему же тогда ещё не все поставщики решили свои проблемы через суд? Только потому, что в малом бизнесе зачастую нет возможности отвлекаться от производственного процесса и тратить время и деньги на тяжбы с адвокатами. Непозволительная роскошь. Вот и Анастасия Татулова рекомендует сначала пытаться решить проблему мирным путём.
– Можно, конечно, решать проблему и через суд, но суд – это долго, дорого. И, конечно, если это массовая история, то лучше организовать сначала встречу для того, чтобы понять, в чем проблема, можно ли ее решить и как люди спокойно могут из этого кризиса выйти.
Встречи в онлайне представители малого бизнеса уже организовали, но маркетплейс остаётся глух к их проблемам. Даже написание официальной досудебной претензии приводят лишь к бесплодным обещаниям специалистов поддержки вернуть деньги. И всё. В такой ситуации явно напрашивается иной законодательный способ решить проблему в досудебном порядке. По мнению Анастасии Татуловой, у крупных ритейлеров должен быть стимул не доводить ситуацию до крайности:
– Такие ситуации надо законодательно регулировать, чтобы в каком-то упрощенном порядке производители могли возвращать деньги через штрафные санкции.
В таком случае и поставщик, и маркетплейс будут в равных условиях. Сейчас же поставщик рискует нарваться на штраф за любую оплошность, и на выплату штрафа даётся только 5 дней. А маркетплейс ничем не рискует. У него обязанностей и ответственности минимум. Получается игра в одни ворота по праву сильного – как в средневековье. Страдает, как всегда, потребитель. Мелкие продавцы вынуждены уходить с рынка, а их место занимают крупные, которые не стесняются заламывать цены за товар любого качества – выбора-то нет.
Виктория Павлова
По материалам: “Новые Известия”