Транспортные перевозки в России могут быть полностью парализованы. Страховые компании под разными предлогами в массовом порядке отказывают представителям бизнеса в оформлении полисов ОСАГО
Транспортники заявляют, что их вынуждают нарушать закон – эксплуатировать автомобили без страховки. Речь идёт и о таксомоторных службах. По мнению экспертов, страховые компании фактически занимаются экономическим шантажом, пытаясь заставить государство пересмотреть действующие тарифы.
– Совсем недавно мы купили пассажирский автобус «Газель Next». Обычно при приобретении автобуса в лизинг лизингодатель страхует его в рамках каско и ОСАГО одновременно, однако в нашем случае договор ОСАГО лизингодателем не заключался, потому как страховая компания этого делать не захотела. Попытки самостоятельно оформить ОСАГО успехом у нас не увенчались, – рассказал «Октагону» генеральный директор ООО «Бал Авто Плюс» Алексей Долженков.
По его словам, им отказало множество компаний. Почти везде звучал один и тот же ответ: «Система договор не пропускает, пришёл отказ».
– Рядовые работники страховых компаний ничего сделать с этим не могут, обращения на горячую линию Российского союза автостраховщиков, Центрального банка (регулятор в части ОСАГО) и самих страховых компаний тоже плодов не принесли, – продолжает он.
Однако, согласно действующему законодательству, эксплуатировать автомобиль без ОСАГО запрещено. Более того, без страхового полиса транспортное средство невозможно даже поставить на учёт в ГИБДД.
Бланков нет, сервер завис
Сразу несколько участников рынка транспортных услуг подтвердили «Октагону», что в последнее время оформить полис ОСАГО почти невозможно.
– Нам надо было получить пять полисов на свои автобусы, но с задачей мы так и не справились, – рассказал изданию руководитель одной из транспортных компаний в Поволжье. – Оформлять полис страховщики соглашались только в том случае, если мы приобретём на все автобусы ещё и полисы каско. Но для нас это слишком затратно.
Представитель одной из транспортных компаний в Самарской области тоже сообщил, что оформить ОСАГО им удалось только при помощи влиятельных покровителей:
– До этого мы месяц обивали пороги страховых, нам под разными предлогами отказывали. А на письменный запрос отвечали, что, мол, никаких проблем нет, приходите и страхуйтесь на здоровье.
Председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач в беседе с «Октагоном» подтвердил, что проблема носит массовый характер. По его словам, отказы в оформлении ОСАГО чаще всего получают представители транспортных компаний и таксомоторных служб.
«По мнению страховщиков, риск аварийности при эксплуатации автобусов и такси очень высок, а действующие тарифы якобы не соответствуют этому риску». – Сергей Храпач, председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс».
Кроме того, отметил собеседник издания, крайне сложно получить ОСАГО мотоциклистам. Причём прямых отказов от страховых компаний, как правило, не поступает – работники чаще всего ссылаются на то, что закончились бланки или завис сервер, рекомендуя прийти в другой день. Однако и в следующий раз история повторяется.
Храпач говорит, что получить ОСАГО в комплекте с каско гораздо проще: страховщики полагают, что с помощью полиса добровольного страхования перекрывают убыточность обязательного страхования.
– В Московской области есть транспортные компании, которые из-за сложности оформления ОСАГО годами ездят без полисов. В случае встречи с автоинспекторами водители просто получают штраф, но он сравнительно небольшой – 800 рублей, – описывает ситуацию эксперт.
Алексей Долженков из «Бал Авто Плюс» подтвердил: автобусы приобретаются не для того, чтобы они стояли на стоянке. Они должны работать и приносить прибыль.
– Ну или хотя бы покрывать лизинговые платежи, которые, кстати, должны оплачиваться в срок, вне зависимости от того, работает машина или нет, – подчеркнул он.
Миллиарды на депозитах
Источник в одной из российских страховых компаний рассказал «Октагону», что подобные массовые отказы связаны в первую очередь с убыточностью ОСАГО. По его мнению, существующие тарифы действительно не соответствуют возможным рискам:
– Автобусы, такси, мотоциклы – едва ли не главные участники дорожно-транспортных происшествий в стране. Можно ещё добавить неопытных водителей – они тоже сталкиваются с проблемой оформления ОСАГО. Если государство повысит тарифы, то и страховщики будут работать куда охотнее.
Однако с ним не согласен эксперт в сфере страхования, юрист Антон Басин. По его словам, ОСАГО на самом деле никогда не было убыточным: для этого «достаточно посмотреть на миллиарды, которые лежат на депозитах страховых компаний».
– Разговоры о колоссальной убыточности ОСАГО – во многом искусственная история. Фактически сегодня мы имеем дело с экономическим шантажом, – сообщил юрист.
Аналогичного мнения придерживаются и в Национальном автомобильном союзе. Вице-президент организации Антон Шапарин в разговоре с корреспондентом издания указал на то, что ОСАГО даже более выгодно, нежели это было запланировано изначально, а все истории, когда страховщики отказываются оформлять полисы, являются прямым нарушением закона:
– Страховщики таким образом пытаются подтолкнуть Центральный банк к увеличению тарифов. Это откровенная попытка давления. Но если им так невыгодно работать, пусть сдают лицензии и уходят с рынка. Но так почему-то никто не делает.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, подобная ситуация рискует обернуться бойкотом ОСАГО. Собеседник «Октагона» предположил, что представители транспортных компаний просто вообще прекратят попытки приобрести полисы «автогражданки»:
– Возможно, этот путь окажется самым эффективным. Однако и у него есть побочные эффекты: с водителя автобуса, который станет виновником ДТП, без полиса ОСАГО будет трудно взыскать какую-либо компенсацию. Придётся обращаться в суд, но судиться по таким делам можно годами.
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”