Aviasales привлек $43 млн на фоне рекордного падения авиаперевозок

Aviasales провел второй инвестиционный раунд на $43 млн. Туристическая отрасль сильно пострадала от пандемии, работающим в ней компаниям нужны средства, и для инвесторов это возможность получить долю по более низкой оценке

 

Фонды «Эльбрус Капитал» и iTech Capital инвестируют $43 млн в Aviasales, онлайн-сервис для поиска информации об авиабилетах, отелях, страховании и пр. Об этом говорится в поступившем в РБК сообщении компании.

Во сколько была оценена компания и размер доли, которую получили участники раунда, не раскрывается. Весной этого года в интервью «Интерфаксу» глава Aviasales Макс Крайнов говорил, что акционерами компании являются семья ее основателя Константина Калинова, фонд iTech Capital и команда менеджмента. По словам источника РБК, близкого к компании, теперь в их число вошел фонд «Эльбрус Капитал». Для Aviasales это второй раунд в его истории. В первом, в феврале 2014 года, компания привлекла $10 млн от iTech Capital. Детали сделки тогда также не раскрывались. Представители сторон лишь сообщали, что инвестор получил менее 30% компании. По оценке Forbes, стоимость Aviasales в 2020 году составляла $174 млн, сервис занимал 26-е место среди самых дорогих компаний Рунета, а в 2019-м — $196 млн (11-е место).

Что известно про инвесторов

iTech Capital объединяет несколько фондов, первый из которых был запущен в 2010 году. Среди компаний, в которые инвестировали эти фонды, — Ticketland, Bitfury, iConText, QIWI Post и др. В разные годы среди инвесторов фондов группы упоминались сооснователи инвесткомпании DST Григорий Фингер и Михаил Винчель, основатель и гендиректор «Эвотора» Андрей Романенко и др.

«Эльбрус Капитал» объединяет группу фондов, первый из которых был запущен в 2007 году. За время существования они провели более 90 сделок. В частности, эти фонды владели долями в Mail.ru Group, HeadHunter, CIAN Group, PickPoint и др. Среди инвесторов фонда, созданного последним по времени, «Коммерсантъ» называл суверенные фонды Ближнего Востока (в частности, дочерние компании Mubadala и Abu Dhabi Investment Authority, ADIA), европейский институт развития, частные и семейные фонды и др.

Как Aviasales пережила пандемию

Aviasales была основана в 2007 году. Помимо России имеет представителей в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Азербайджане, Узбекистане и на Украине. По собственной оценке, ежемесячная активная аудитория (MAU) сервиса составляет 15 млн пользователей, основная часть из которых — пользователи из России, стран СНГ, Центральной Азии и Восточной Европы. В России основное юрлицо сервиса — ООО «Авиасейлс Медиа». По данным СПАРК, выручка этой компании в 2020 году составляла 275,9 млн руб. (на 9% ниже, чем в 2019-м), чистый убыток — 15,8 млн руб. (вместо чистой прибыли за год до этого в размере 8,8 млн руб.). Единственным акционером ООО является кипрская Go Travel (Cyprus) LTD.

Туристическая индустрия считается одной из тех, кто наиболее сильно пострадал из-за пандемии. ООН оценивала глобальный ущерб для нее в 2020 году в $935 млрд. Общее число инвестиций в стартапы на российском рынке в прошлом году выросло на 14% по сравнению с предыдущим годом, до 281, но их объем снизился на 19%, до $702,9 млн, говорилось в исследовании компании Dsight. Основное внимание инвесторов привлекали стартапы, работающие в сферах образования, здравоохранения, e-commerce, СМИ и развлечений и др.

Макс Крайнов в интервью «Интерфаксу» рассказывал, что в феврале 2020 года компания увидела снижение продаж на 5% по сравнению с тем, что изначально прогнозировала, в марте — на 30%, в апреле — на 88%. Но с конца июня спрос начал восстанавливаться, а август по количеству бронирований стал для нее рекордным. При этом доля бронирований международных авиаперелетов сократилась до 5% от общего объема заказов, раньше это показатель был на уровне 33–34%. Прошлый год компания закончила с операционной прибылью, утверждает ее представитель. Годовой оборот (gross merchandise value, GMV) основного юрлица группы — зарегистрированной в Гонконге Go Travel Un Limited — составляет более $1,6 млрд.

В середине июня в интервью «РБК Инвестиции» в ответ на вопрос о возможности проведения IPO Aviasales управляющий партнер группы фондов iTech Capital Глеб Давидюк говорил, что в начале года они «серьезным образом задумались о том, чтобы выходить на публичный рынок». «Планы выводить компанию на публичный рынок по-прежнему актуальны, — сейчас пояснил Давидюк РБК. — Временное окно будет выбрано исходя из конъюнктуры рынка на момент планируемого размещения, поэтому говорить о конкретных сроках несколько преждевременно».

На что пойдут средства

Привлеченные в ходе нынешнего раунда средства направят на запуск новых продуктов, рост маркетинговых инвестиций в России, странах СНГ и новых для компании рынках, а также на развитие сервиса для организации командировок и платформы Travelpayouts — партнерской программы, которая позволяет зарабатывать на продвижении различных туристических услуг в интернете. «Мы хотим не только улучшать свой основной продукт — поиск авиабилетов, но и развивать новые направления, способные генерировать для компании небилетную выручку», — говорит гендиректор Aviasales Макс Крайнов. На данный момент, по его словам, компания «показывает результаты выше допандемийного 2019 года».

По словам старшего партнера фондов «Эльбрус Капитал» Дмитрия Крюкова, российский рынок авиаперелетов и путешествий является одним из крупнейших в Европе и показывает быстрые темпы восстановления после кризиса.

Авиакомпании в 2020 году из-за вызванных коронавирусом ограничений понесли чистые убытки в размере $126,4 млрд, следует из данных Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA): «Общая выручка от пассажирских перевозок в 2020 году упала на 69%, до $189 млрд <…>. Снижение количества перевезенных авиапассажиров в 2020 году было самым большим за всю историю наблюдений за глобальными международными авиаперевозками». Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development Олег Братишко отметил, что сервисы продажи билетов должны были показать «близкую [к авиарынку] динамику» в районе 70%. «Компания, как и вся отрасль, переживает непростые времена, ей нужна докапитализация в ожидании восстановления рынка. Для инвесторов это хорошая возможность получить или увеличить свою долю по более низкой оценке, чем была до пандемии», — говорит Братишко. По его мнению, участвовавшие в раунде инвесторы могли получить существенную долю в компанию, в «десятки процентов».

По словам вице-президента Advance Сapital Артура Шубаева, в раундах технологических компаний схожего размера мультипликатор к выручке может варьироваться от 3х до 8х. «Предусматривая объем биллинга в $1,6 млрд и среднюю комиссию в 4–5%, выручка Aviasales может составлять от $60 млн до 80 млн. Но, скорее всего, по итогам вирусного 2020 года компания, потерявшая часть оборота из-за COVID-19, оценивается ближе к нижней границе диапазона, то есть в $180–240 млн», — рассуждает Шубаев.

Однако основатель аналитической платформы Dsight Арсений Даббах говорит, что всю Aviasales могли оценить в $300 млн, то есть по мультипликатору 12х к выручке. Он напомнил, что у Skyscanner мультипликатор был более 15х при последнем раунде перед продажей. «Aviasales планирует IPO, и это раунд за несколько месяцев до размещения. «Эльбрус Капитал» — отличная команда, которая выводила HeadHunter на NASDAQ и имеет огромный опыт в привлечении зарубежных инвесторов и размещении на бирже», — отметил Даббах. HeadHunter провел IPO весной 2019 года. Акционеры компании — структуры Goldman Sachs и «Эльбрус Капитал» — привлекли $220,1 млн, а вся компания была оценена в $675 млн. По мнению Даббаха, будущие IPO или продажа Aviasales могут пройти по оценке более $500 млн.

Анна Балашова

По материалам: “РБК”

Ранее

Власти начали подготовку к будущему с низким спросом на углеводороды

Далее

Россия обвинила экс-структуру ЮКОСа в рассекречивании решения на $5 млрд

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru