Какими санкциями Западу может ответить Россия – мнение экспертов.
В ответ на угрозу США и ЕС ввести против России санкции, если она введет войска на Украину, 5 марта Совет Федерации приступил к разработке «ответного» законопроекта. По словам одного из авторов документа, председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, судебным и правовым вопросам, развитию гражданского общества сенатора Андрея Клишаса, ответные меры предусматривают, в том числе, конфискацию имущества, активов и счетов американских и европейских компаний, как государственных, так и частных. Право на конфискацию получит президент и правительство России.
«В том, что это явно соответствует европейским стандартам, мы не сомневаемся, подчеркнул Клишас. – Достаточно вспомнить пример Кипра, когда конфискация стала, по сути, одним из условий оказания стране помощи со стороны Евросоюза».
По мнению сенатора, этот закон, в случае его принятия, поможет «защитить на суверенитет от покушений».
Накануне, во время встречи с журналистами президент Владимир Путин отметил, что от санкций, введенных Западом против России, пострадают обе стороны. «О последствиях санкций в отношении России должны думать те, кто их собирается вводить, ущерб будет взаимным, – сказал Путин. – Мы конечно что-то потеряем, но и они не меньше, поскольку в современном мире все взаимосвязано».
Насколько реальны угрозы сенаторов насчет конфискации имущества и заморозки счетов иностранных компаний, работающих в России, и нужно ли нам прибегать к подобным мерам? Эксперты на этот счет не дают однозначного ответа.
Первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, которая, по ее словам, «всю жизнь боролась против резервных фондов и инвестирования наших доходов от нефти и газа в иностранные активы», считает, что в случае заморозки иностранных счетов последствия для России могут быть страшными.
«В самом уязвимом положении, с точки зрения заморозки корсчетов, находится Российская Федерация, потому что весь наш Фонд национального благосостояния и Резервный фонд вложены туда, – приводит ее слова ИТАР-ТАСС. – Ответ страшно представить».
Иного мнения на этот счет придерживается президент Российского газового союза Сергей Чижов.
«Если будут заморожены счета наших нефтегазовых компаний, то экономика США пострадает не меньше, – цитирует Чижов «Эксперт Online». – Роснефть и Газпром перекредитованы, в том числе в крупных банках США – Morgan Stanley и Bank of America. И в случае заморозки счетов они будут вправе объявить дефолт, что может сказаться и на балансе банков, а веером – на других отраслях экономики. Если только бюджет США компенсирует банкам потери – тогда эта санкция пройдет для них безболезненно. Но вопросы начнут задавать налогоплательщики».
Ранее аналогичную точку зрения высказал экономический советник президента России Сергей Глазьев.
«Санкции – обоюдоострое оружие, и если США замораживают наши активы, пассивы наших организаций в долларах тоже будут заморожены, – сказал Глазьев. – Это означает, что наши банки и предприятия не будут возвращать американским партнерам займы».
Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк считает, что рычагов экономического давления у Запада больше, чем у России.
«Если Россия решит вот так, и примет закон, здесь можно рыдать сколько угодно, все равно будет так, как скажет хозяин страны, – сказал Кременюк в эфире ТК «Дождь». – Другое дело, а чем нам отвечать? Потому что у нас настолько незначительный объем экономических связей с США. Ну, к примеру, там идет разговор о том, чтобы выкинуть нас из системы СВИФТ – это система международных расчетов банков, которую не мы контролируем, мы туда попали как гости. Если нас оттуда выбрасывают, то это полный коллапс нашей финансовой системы. Тогда все межбанковские операции у нас накрываются, и придется просто возвращаться в эпоху каменного века. Есть большая асимметрия в том, что мы можем и в том, что могут сделать по отношению к нам».
Противоположную точку зрения на этот вопрос высказывает начальник отдела аналитики «Альфа-Форекс» Андрей Диргин, утверждая, что Западу на нашу страну особо давить нечем.
«США и ЕС не имеют серьезных рычагов экономического давления на Россию, – сказал Диргин «Газете.ру». – И в настоящий момент те санкции, которые анонсировали наши западные партнеры, носят скорее декларативный характер и никак не помешают практическим отношениям в торгово-экономической сфере».
Начальник аналитического департамента Ассоциации российских банков Сергей Григорян считает, что ответные санкции России к США и Евросоюзу негативно отразятся на российской экономике в плане зарубежных инвестиций.
«Это решение – политика в чистом виде и оно никак не связано с экономическими выгодами, – сказал Григорян «Русской службе новостей». – Оно не улучшит инвестиционный климат в России и будет идти вразрез со стремлением страны стать более привлекательной для зарубежных инвесторов. Скорее всего на экономику это решение окажет только негативное воздействие».
«Сила действия должна равняться силе противодействия», – считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев, слова которого приводит ИТАР-ТАСС. «Поэтому, если они намерены экономически задушить Россию, то мы должны адекватные меры принимать», – уверен депутат.
Заместитель комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов полагает, что закон, предусматривающий различные ответные международные санкции, стране нужен.
«Это инструментарий, – сказал Климов в эфире «Коммерсантъ FM», говоря о «конфискационном» законопроекте. – Мы все время слышим, в том числе, и на вашем радио, о том, что Запад то одни меры принимает в отношении России, то другие, кого-то пугают, чего-то замораживают. Мы должны такой инструмент иметь, раз уж он теперь востребован в международной жизни. Что делать, такая жизнь у нас теперь во всем мире».
Геннадий ШАЛАЕВ