Олимпийский престиж страны не допускает политический компромисс и договорную прагматику с противником.
Идущий из Древней Греции олимпийский призыв к миру переводит энергетику войны в русло ожесточенной и бескомпромиссной спортивной борьбы оружия патриотизма, силы духа, мастерства и всенародной поддержки под девизом «Быстрее. Выше. Сильнее».
Спорт и политика
Олимпийские игры – это не просто сумма соревнований, когда на чашу весов ставится количеством завоеванных медалей. Главный результат успеха – это духовный подъем и гордость каждого из нас за свою страну, или упадок пассионарности нации при духовном бессилии отечественного спорта.
Олимпийский престиж страны в спортивных сражениях не допускает политический компромисс и договорную прагматику с противником.
Война по Клаузевицу – это продолжение политики другими средствами.
По мысли академика Евгения Примакова “гонку вооружений в мире ныне заменяет гонка военных технологий”. Инновации в спорте высоких достижений выступают также локомотивом передовых технологий двойного назначения, продолжающих политику олимпийских сражениях.
Идея древнегреческого полководца Эпаминонда сосредоточить силы для главного удара на решающем участке, организовать тесное взаимодействие атакующей конницы с легко вооруженной пехотой и сегодня служат технологией успеха проекта любого масштаба и сложности.
В этой связи возникает вопрос о полноте и содержании Основных направлений деятельности Правительства РФ: “Почему нет приоритета инноваций в спорте высоких достижений – образовании и воспитании кадров, инфраструктуре, технологиях фармакологии и медицины, в системе и жизненном цикле подготовки спортсменов к соревнованиям?
Что общего между планом ГОЭЛРО и успехом проекта Сочи 2014, пославшим инновационный призыв в общественное сознание России?
Перефразируя великого идеолога плана ГОЭЛРО “основными лесами” новой индустрии спорта должно стать взаимодействие с военным производством, где сосредоточены огромные интеллектуальные возможности, сконцентрированы наиболее современные технологии.
Энергоэффективность спорта
Очевидно, если олимпийские победы служат экономическому и политическому подъему, то инвестиции в технологии спорта не менее эффективны, чем вложения в другие ключевые отрасли экономики страны.
Главный вывод олимпийской победы 2014 состоит в том, что спорт высоких достижений, как и всякая система производства, не может развиваться без внешних технологических заимствований, разрушающих устаревшие стереотипы оценки качества и результатов своей деятельности.
Рецепт превращения пресловутой нефтяной иглы в реактор широкого спектра энергоэффективных спортивных инноваций и технологий имеет не только Голландия и Норвегия, но и Финляндия, в прошлом провинция царской России, а ныне процветающий инновационный центр мира.
Выращивание кристаллов инноваций в спорте проводится при интеграции отечественного опыта и традиций с передовыми технологическими платформами спортивного мастерства, с участием иностранных тренеров и специалистов. Примером такой платформы служит яркое выступление в шорт-треке олимпийского чемпиона Виктора Ана.
В конькобежном спорте не произошло никаких сюрпризов. Легкость победы, доставшейся голландцам, обусловил высокотехнологичный инжиниринг сверхточного учета температуры искусственного льда стадиона, “нано” заточка коньков, а также командный дух оранжевой сборной.
На вопрос нашего корреспондента, – в чем секрет успеха, – тренер голландцев оказался не в состоянии раскрыть эту тайну, заметив, что может рассказать только на словах саму идею инновационного замысла.
В спорте выигрывает человеко-машинный комплекс, где машина – это функциональная экипировка, спортинвентарь, лед или лыжня, и прочие элементы искусственного происхождения. Где спортсмены и тренеры выступают в качестве генераторов новых знаний о человеке, и как испытатели различных средств повышения эффективности его деятельности.
Битву на ванкуверской и сочинской лыжне выиграли сервисмены, чье искусство подбора лыжной смазки – синтез наук и многолетнего опыта.
Наивно рассчитывать на победу, тренируясь на зарубежной базе, где фиксируется каждое движение спортсмена, тактика и позиция конькобежца на старте, без понимания того, что за современной техникой, например коньках-клапах, стоит спектр передовых энергоэффективных технологии на лыжных трамплинах, санно-бобслейных трассах и на ледовых стадионах.
Быстрее думать и решать
Самым ответственным в этой системе является соблюдение принципа единства и совместимости передовых технологий “сколачивания” олимпийской команды – кластера, реализующего индивидуальные этапы жизненного цикла подготовки спортсмена к решающим выступлениям.
Непонимание природы интеграционных процессов приводит к вытеснению наших тренеров из традиционных видов спорта, где успех определяют технологии энергосбережения духовных и физических сил.
Хорошо известно: спортсмен – игровик должен быстро бегать, владеть техникой обводки и удара по мячу (или шайбе), но главное его достоинство состоит в умном пасе по аксиоме – мяч летит быстрее любого спринтера и что играть в команде из лучших мастеров, еще не означает победить.
Зрелищность спорта – это победа в соревновании по скорости согласования действий и подавления воли соперника к сопротивлению.
Скорость мысли Homo Sapiens соизмерима со скоростью света.
Все великие открытия совершались мгновенно, но им предшествовал долгий, порой тысячелетний процесс накопления знаний и опыта. Затем, подобно ударной волне взрыва, следовало воплощение возникшей подсознательно идеи в инновации и технологии спорта или производства.
Ускорить мысль человека невозможно, да и не нужно. Однако вполне реально и продуктивно с помощью когнитивных (познавательных) технологий сократить время накопления полезных знаний и опыта.
Главную роль здесь играет профессиональное воспитание, которое интегрирует трудовую и познавательную деятельность человека.
Спорт формирует установку на решение сверх задач. В критический момент эта установка стимулирует возникновение нового, оптимального образа действий на достижение спортсменом сверх результата.
«Будьте внутренне сильными, сконцентрируйтесь и, через не могу сделайте то, чего ждет от вас народ». Такими словами напутствовал российских спортсменов перед отъездом в Ванкувер Патриарх Кирилл.
Свобода творчества в спорте
Сердце олимпийской кластера – это, если можно так выразиться, опытно – испытательная база соревнований, через которую проходят сотни спортсменов мирового уровня, а легкие – когнитивная система с мощным прогностическим фильтром, программами подготовки и воспитания талантливой молодежи, управления большими документальными архивами данных об изменениях в жизненном цикле каждого спортсмена.
Продукт данного кластера – это оружие творчества спортсмена и его воспитателя – тренера, мобилизующего умения, волю и установку на победу.
Успех в спорте создается на клеточном уровне взаимоотношений спортсмена и тренера, где слабым звеном является анахронизм вертикали власти, не дающий и спортсмену и тренеру простор для самоутверждения.
Данный феномен раскрыла вице-спикер Госдумы Светлана Журова.
«Дело в том, что у нас очень большую роль, в отличие от западного спорта, в отношениях между тренером и спортсменом играет человеческий фактор. Там тренер, – это консультант… А у нас тренер – это мама, и папа, чуть ли не сопли спортсмену вытирает», – считает олимпийская чемпионка.
Тонкие струны работы тренера по воспитанию спортсмена разрывает коллективная безответственность чиновников от спорта, чьи функции в информационной базе кластера обычно выполняет суперкомпьютер.
По итогам выступления биатлонистов в Сочи бывший тренер женской команды Анатолий Хованцев заметил: “В первую очередь сложность состоит в огромной надстройке из тренеров, специалистов и руководителей, которые все контролируют, всем указывают и ни за что не отвечают. Тренер должен управлять всем процессом… Даже лучшие специалисты должны время от времени менять свою позицию и развиваться”.
Приоритет патриотического воспитания
Сунь-Цзы учил: «Те, кто побеждает в каждом сражении, не являются действительно искусными. Те, кто приводит армию противника в состояние беспомощности без сражения, являются самыми искусными».
Вывод: много людей могут владеть навыками применения оружия, но без военно-патриотического воспитания армия остается беспомощной.
В нашем хоккее китайская мудрость остается в забвении. Олимпийский патриотизм умножает силы и ведет к победе даже команды аутсайдеры.
Во встрече с финнами сборная России сделала все, что могла. “Мы понимали, что только единой командой мы можем выиграть…Мы проиграли важнейший матч”, – сказал после финальной сирены Павел Дацюк. В свою очередь заслуженный тренер России Сергей Михалев поведал: “Броски, которые мы делали, были не с убойных позиций, больше для галочки”.
О дефиците творческой инициативы в командной игре говорит почетный президент РФС Вячеслав Колосков: “…В большинстве у команды не было слаженных действий, а был некий шаблон…”.
“Надо забыть о своих индивидуальных достоинствах и действовать только ради сборной” – эти слова звезды оранжевых Свена Крамера убеждают в энергоэффективности синтеза профессионализма и патриотизма.
Подвиг самопожертвания во имя победы команды совершил Евгений Плющенко. “Человек не имеет права после таких операций решаться на подобный риск”. – заявил нейрохирург, академик РАМН Владимир Крылов.
Главным оружием победы в Олимпиаде 2014 стал проект государственной системы патриотического воспитания, связанный с именами ярких политиков – Юрия Ярова, Валентины Матвиенко и Владимира Путина.
Началом воплощения этого проекта в жизнь явилось принятие в 2001 году Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
В эпоху сете-центрических войн точечные информационные удары служат основным оружием западной научной разведки, для которой олимпиады становятся продолжением политики локальных конфликтов.
Угрозу системе патриотизма несет ФЗ “Об образовании в РФ”. В его концепции нет самого понятия воспитание. Ярый антипатриотизм идеи очищения образовательной услуги от воспитания ответственностью, превращает одаренную личность в лишнюю, ненужную ни себе, и не людям.
Известный из патопсихологии синдром отчуждения, где разрушение у спортсмена динамического стереотипа лишь детская шалость в сравнении с эпидемией вируса суицида, занесенного НИУ ВШЭ из США в Россию.
“Американцы не самый умный народ. Но у нас очень хорошая организация”, – заметил как-то Николай Злобин. Чтобы нейтрализовать вирус стагнации, США дважды за 50 лет использовали в инновационных проектах ДАРПА и ФЗ “О соревнующейся Америке” организацию и опыт ГОЭЛРО.
Главная проблема РФ, это сохранить для себя знания и опыт Сочи 2014.
Олег СЕРГЕЕВ,
эксперт Всероссийского фонда образования,
кандидат технических наук,
полковник, ветеран РВСН