политическая смерть или рождение лидера? – мнение экспертов.
Помилованный президентом Путиным в конце прошлого года бывший олигарх Михаил Ходорковский 9 марта выступил на «Майдане» с краткой речью, в которой поддержал митингующих. Она совсем небольшая, так что есть смысл воспроизвести ее целиком (стенограмма сайта snob.ru).
«Слава народу новой демократической Украины.
Дорогие друзья. Я вчера со своими украинскими друзьями был ночью на Майдане (Ходорковский находится в Киеве с 8 марта — «Сноб»). Мы много здесь разговаривали с людьми. Российская пропаганда, как всегда, врет. Здесь нет фашистов и нацистов, точнее, их не больше, чем на улицах Москвы или Питера. Здесь нормальные ребята: русские, украинцы, крымские татары, мои ровесники, войны-афганцы. Это прекрасные люди, которые отстояли свою свободу. Я всем им желаю удачи и всего самого лучшего.
Мне рассказали и показали, что здесь сделала власть. Она это делала с согласия российской власти. Больше сотни убитых, больше трех тысяч или пяти тысяч раненых. Я видел те фанерные щиты, с которыми здесь стояли против автоматных пуль. Плакать хотелось. Это страшно. Это не моя власть.
Я хочу, чтоб вы знали, есть совсем иная Россия. Есть люди, которые несмотря на аресты, несмотря на долгие годы, которые им придется провести в тюрьме, выходили в эти дни на антивоенные митинги в Москве. Есть люди, для которых дружба между украинским и российским народом важнее их собственной свободы. Я верю… Я верю, что у России и Украины – единый общий европейский путь развития. И я желаю вам удачи.
Боритесь – поборите. Вам Бог помогает. (Два последних предложения – цитату из Тараса Шевченко, Ходорковский произнес по-украински – авт.) Спасибо».
На следующий день Ходорковский выступил с лекцией в Киевском политехническом институте, на которую собрались, по подсчетам организаторов, порядка полутора тысяч человек. Студентам бывший глава ЮКОСа говорил о геополитике, о международном праве, о революции на Украине, аннексии Крыма и значении полуострова для России, о радикалах и возможном сползании в гражданское противостояние, о российско-украинской дружбе, о контроле гражданского общества за властью…
Киевские выступления Михаила Ходорковского, особенно первое, на «Майдане», вызвали противоречивые отзывы аналитиков и экспертов. Одни констатировали «политическую смерть» вчерашнего «политзаключенного №1», другие, наоборот, увидели в его словах и действиях потенциал будущего лидера. При этом многие вспомнили слова Ходорковского о том, что он не собирается заниматься политической деятельностью, которые сказал вскоре после своего освобождения бывший олигарх.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что нынешняя позиция Ходорковского неубедительна.
«Анализ речей Ходорковского говорит о том, что он нарушает свой первоначальный план — не становиться политиком. Но его возвращение в активную позицию происходит постепенно и достаточно осторожно: он явно пытается быть критиком Путина, но пока не переходит на персоналии. Ходорковский на этом этапе хочет сыграть роль интеллигента, который болеет за Родину в изгнании, дает ей полезные советы и мечтает вернуться. Это выглядит комично на фоне того, что одновременно он просит вид на жительство в Швейцарии.
Такое сочетание серьезно девальвирует его позиции, в данной ситуации он теряет моральное право выступать от имени российских социальных или политических групп и превращается в простого диссидента. Поэтому боюсь, что Солженицына из него не получится, а получится Буковский.
Либерально-протестная группа в России сегодня не очень велика, и, благодаря возросшей активности бывшего олигарха, дезориентирована, не может определиться, кто ей милее: Ходорковский или Навальный. Поэтому, я думаю, что любая активность Ходорковского, с точки зрения Кремля, это очень хорошо, это подарок – она раскалывает несогласных.
Я не думаю, что критика российских властей обернется какими-то неприятностями для Ходорковского. История показывает, что любой российский правитель находил особое отдохновение в общении (пусть даже заочном) с подобного рода критиками. Я думаю, что для Владимира Путина такой оппонент будет очень удобным спарринг-партнером. Не трудно угадать, кто из них выиграл бы полемику о судьбе Крыма. Не удивлюсь, если такой заочный разговор произойдет», – поделился своим мнением Мухин с газетой «Московский комсомолец».
Политолог и преподаватель Высшей школы экономики Станислав Апетьян предполагает, что, во-первых, поездка Ходорковского на Украину была ему навязана, а, во-вторых, обернется ему во вред.
«Если вернуться к тому, что Ходорковский говорил на Майдане, и причинам, которые привели его в Киев, то, на мой взгляд, это влияние немецкого МИДа. Я предполагаю, что германские дипломаты, которые имеют определенные рычаги влияния на Ходорковского (они участвовали в его освобождении), решили попросить его поехать на Украину и публично там выступить. Не совсем понятно, зачем это нужно. Скорее всего, это воспринимается как очередной козырь в торговле с российской властью по поводу будущего Украины, причем, козырь совсем не актуальный – Путин выпустил Ходорковского и, полагаю, что о нем и забыл.
При отсутствии других рычагов влияния (а мы видим, что Евросоюз не торопится вводить какие-нибудь санкции и, скорее всего, откажется от них по понятным причинам) приходится прибегать к таким экстравагантным решениям, как визит Ходорковского на Украину.
На мой взгляд, вся эта история принесла самому Ходорковскому вред. В нашем обществе все-таки имеется общественный консенсус по поводу действий России в Крыму, поэтому подобное выступление наносит Ходорковскому электоральный ущерб, если он собирается заниматься политикой.
Судя по выступлению на Майдане, он собирается это делать. Более того, Ходорковский уже занимается политикой, и его заявления после освобождения более не актуальны», – приводит слова Апетьяна сайт actualcomment.ru.
«Немецкий след» в приезде Ходорковского на Украину увидел и главный редактор портала «Terra America» Борис Межуев, но подоплека, по его мнению, иная.
«Так как Ходорковский освобожден при посредничестве немцев, они его прислали для того, чтобы сделать нынешний киевский режим и Майдан в целом договороспособным. Сегодняшняя киевская власть мне представляется абсолютно автономной и неподконтрольной даже Европейскому Союзу, режим уже сам начинает пытаться манипулировать Западом.
В этой ситуации все надеются на то, что часть ответственных западных лидеров все-таки принудят новый киевский режим к подписанию соглашений, вступлению в переговоры с Россией. А на данный момент ясно, что ни каким переговорам Киев сейчас не готов. Вспомнить хотя бы историю с Тимошенко, когда все ее попытки захватить лидерство на Майдане оказались беспочвенными.
То есть, возникает предположение, что Ходорковский – это попытка переформатировать киевский режим. Хотя бы заставить считаться с тем, что на Украине, в том числе, живут и русские, что с ними надо считаться, включать их в политическую жизнь. Одно дело, когда это говорит российский журналист на телевидении, и совсем другое, когда это говорит Ходорковский на Майдане.
Я допускаю, что понадобился человек, который донес бы до Майдана ту мысль, что он, при всей своей революционной энергии, не является выразителем интересов всей страны», – цитирует Межуева портал tass-analytics.com.
Журналист Егор Холмогоров считает выступление Ходорковского крупной политической ошибкой.
«Дело в том, что за исключением крайне узкой прослойки прозападно настроенных столичных людей, в России существует полный консенсус в обществе по вопросу майданной революции в Киеве, консенсус касательно позиции России по Крыму и начавшейся на юго-востоке Украины русской весне и русскому освободительному движению. Вполне очевидно, что Ходорковский выпадает из этого консенсуса. Любой политик из России, который стелется перед Майданом, является, по сути, политическим самоубийцей», – сказал Холмогоров телеканалу «RT на русском». «Символический капитал, который ему удалось наработать за годы изображения из себя узника совести, он израсходовал, практически, мгновенно», – добавил обозреватель.
Тележурналист и член Общественной палаты Николай Сванидзе полагает, что выступление Ходорковского никак не повлияет на действия российской власти, но его голос очень важен.
«Предложение Ходорковского по Крыму (расширенная автономия в составе Украины с правом на использование русского языка) ни в коей мере не повлияет на решение российского правительства. Это ни у кого не вызывает сомнений. На это решение в данном случае не влияет даже мнение огромного количества стран. <…>
Что касается влияния на внутреннюю политику России, то это выступление Ходорковского не будет иметь большого значения, тем более что он находится не в России, и в ближайшее время будет жить за ее пределами.
Другой вопрос, что точка зрения Ходорковского и его визит на Украину очень важны для тех российских патриотов, которые сохраняют независимую позицию и высказывают ее. И этот голос должен быть услышан и российской властью, и мировым сообществом.
Эту позицию определенной российской прослойки в значительной мере поддерживает и в какой-то мере аккумулирует Михаил Борисович. Хотя он живет за границей, но воспринимается мировым сообществом как голос независимой России (не пятой колонны, как сейчас модно о них говорить, а именно российских патриотов, не желающих изоляции страны, стремящихся к тому, чтобы Россия была процветающей страной, которая вместе с мировым сообществом двигалась бы по пути прогресса). В этом смысле голос Ходорковского очень важен.
То, что он не станет заниматься исключительно частной жизнью и готов стать общественной фигурой, делает ему честь и увеличивает масштаб его личности в глазах мирового сообщества.
В политику Михаил Борисович вряд ли вернется. Ходорковский может стать значимым общественным деятелем, но в какой-то ситуации политика может его востребовать – границы между общественной деятельностью и политикой бывают очень размыты», – цитирует Сванидзе ресурс «Актуальный комментарий».
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский уверен, что Ходорковский удачно выстраивает свою новую публичность/
«Михаил Ходорковский строит свою новую публичность и использует для этого самые выгодные площадки, – приводит слова политолога сайт mk.ru. – Выльется эта публичность в политическую деятельность или общественную – вопрос второй, но пока он строит ее удачно. Он не прошел мимо таких роскошных подмостков, как европейский кризис вокруг Украины, и сделал это не из Швейцарии, а на Майдане. Таким образом, создалась симметричная пара: Путин в Кремле, Ходорковский — на Майдане. Причем, Ходорковский во многом повторил то, что говорит Путин: выступил с призывом к умеренности, антирадикальности, национальному миру. Думаю, Солженицын приветствовал бы эту речь. Я думаю, что Ходорковский строит себя, как фигуру европейского масштаба, и уже сегодня он превращается во второго русского вообще и главного русского за пределами России. То есть он демонстрирует, что готов играть ту роль, которую играл Солженицын. Который, кстати, настаивал, что он — не политик. Я не думаю, что при этом Ходорковский просто цинично использует ситуацию. Скорее всего, его слезы на Майдане так же искренни, как знаменитая слеза Путина в 2012 году».
Геннадий ШАЛАЕВ