Это неюридическое понятие стало главным аргументом в судилище над участницами группы «Pussy Riot», считает известный писатель и публицист Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
Итак, трагикомедия пришла к финишу, скорей всего, промежуточному. Девчонкам из панк-группы с трудно переводимым названием вынесен приговор: два года реального срока. Государство, со свойственной ему грацией погуляв по посудной лавке, может быть довольно: оно продемонстрировало свою планетарных масштабов мощь. Осталось только посчитать разбитые чашки-плошки.
Посуды, к сожалению, переколочено вдоволь. Протестные акции прошли по всей Руси великой, шапочки-балаклавки с прорезями для глаз нацепили на памятники не только в свободолюбивой Москве, но и в относительно спокойной Казани. Силовики в очередной раз разогнали толпу у выхода из Хамовнического суда (ему теперь долго предстоит зваться Хамсудом), величайшего шахматиста всех времен и народов Гарри Каспарова затолкали в полицейский автобус охранители, возможно, неплохо играющие в подкидного дурака…
Словом, получилось, как всегда. Будем надеяться, что чиновники хотели, как лучше.
В нашем Интернете голоса разделились. Часть граждан приговор одобрила: мол, девчонки обидели Президента и Патриарха, вот Президент с Патриархом и показали им кузькину мать. Певица Ваенга, которая патриотка, но по-русски пишет с ошибками, тоже поддержала суд. Ее можно понять: какие-то соплюшки, не потратив ни доллара на рекламу, сорокасекундной пляской отодвинули процветающую вокалистку в рейтинге популярности на оскорбительное место в третьем десятке. Где справедливость? Нет справедливости!
Но, похоже, куда больше возмущенных неправедным судом. Ведь плясуний в масках упрятали в клетку по несуществующей статье Уголовного кодекса. Их вполне можно было морально осудить – а вот СУДИТЬ нельзя. И очень много православных граждан огорчились из-за практического результата судилища в Хамовниках: РПЦ, схватившись на ринге с тремя девчонками, сильно уронила свой престиж. Не тот уровень врага!
Ладно бы возмущались только в России – тут народ свой, на него, в конце концов, можно и рявкнуть сверху вниз или просто наплевать. Но ведь шум пошел по всему миру. Знаменитые люди, каждый из которых на весах общественного мнения потянет куда больше, чем самый упитанный российский министр, потребовали дать девчонкам свободу. Можно, само собой, проигнорировать. Но беда в том, что у них там общественное мнение значит куда больше, чем у нас, и плохая репутация российской власти легко может обернуться миллиардами убытка: какие-то контракты фирмачи вполне могут придержать, чтобы не нарваться на резкую отповедь Мадонны или Пола Маккартни, а то и на бойкот их фанатов.
Что натворили девчонки, знают все: развлеклись, подурачились, при этом неплохо попиарились. Место для забав выбрали крайне неудачное. Сделаем им скидку на возраст.
Но государство, потащившее их на правеж, гораздо старше, ему больше тысячи лет! Тут на возраст скидку не сделаешь, тем более что и весовая категория – иная. Вроде бы, великой державе по статусу положено ведать, что творит. Оказалось – не ведает. Само себя высекло.
Множество людей задает сегодня себе вопрос: а зачем вся эта государственная авантюра была затеяна? Какое следствие велось полгода? Ведь, если по уму, все следствие должно было закончиться в один день, назавтра суд, пятнадцать суток, и пляшите дальше на радость друзьям и родственникам. Зачем государство само себя завалило в лужу?
Зная наши суверенные порядки, легко представить, как это происходило.
Сперва девчонок потащили в ментовку просто потому, что такова старинная традиция – «тащить и не пущать». Дальше надо было что-то делать. Что? Церковь в лице функционеров третьего звена высказывалась возмущенно, но туманно, прямые указания не звучали. Светские власти тоже «резервировали мнение» – вот когда Московская патриархия определится с точкой зрения…
Тем временем прошли пятнадцать суток, и тридцать прошли, и пришлось придумывать: за что же девчонки сидят? Стали искать статью – за полгода так и не нашли. Так называемые «православные активисты», вряд ли когда-нибудь читавшие Священное Писание, кричали, что карать надо строго, чтобы другим неповадно. Постепенно это самое «неповадно» стало главным аргументом и в судебном процессе, и в официальных СМИ. У большинства поддержавших приговор приводится именно этот довод: чтобы другим неповадно.
Между тем, как учит нас История, в том числе, российская, это неюридическое понятие – палка о двух одинаково острых концах. Почти два века назад Николай Первый повесил пятерых декабристов – чтобы другим мальчишкам неповадно было бунтовать. Еще через век в екатеринбургском подвале расстреляли Николая Второго – чтобы правителям было неповадно вешать людей. И пошло-поехало. При Сталине истребили чуть не двадцать миллионов – чтобы всем было неповадно рассказывать анекдоты про вождя. Но привело это не к всеобщему спокойствию, а к страшным поражениям сорок первого года…
Такой статьи – «Чтобы другим неповадно» – в Уголовном кодексе нет. И вводить ее не стоит. Иначе с законодателями рано или поздно могут очень некрасиво обойтись – чтобы другим было неповадно.
Почти сразу после приговора РПЦ высказалось определенней: с кучей оговорок все же попросила светские власти проявить милосердие. Эти бы слова да полгода назад – цены бы им не было…
Леонид ЖУХОВИЦКИЙ