Радикальная зачистка

Украина решила избавиться от националистов. Почему стране больше не нужна главная сила Майдана?

Спустя семь лет после победы Евромайдана его авангард — радикальные националисты — по-прежнему остается одним из определяющих факторов украинской политики. Те, кто в 2014 году жег покрышки на киевском Майдане, сегодня заседают в Верховной Раде и командуют силовыми подразделениями. Они взяли под контроль «уличную» политику, получили поддержку региональных властей и покровительство главы МВД Арсена Авакова. Однако вскоре после его отставки в июле 2021 года за лидеров националистов всерьез взялись следственные органы. Почему власть решила зачистить украинскую политику от радикалов, чем они могут ответить и не станет ли их ответ началом нового Евромайдана — разбиралась «Лента.ру».

Национал-рэкетиры

5 августа Служба безопасности Украины (СБУ) отчиталась о ликвидации преступной группировки рэкетиров в Харьковской области. На протяжении нескольких лет банда выбивала дань из местных учреждений здравоохранения и ритуальных служб. Несогласным с таким положением дел предпринимателям преступники угрожали физической расправой, а в некоторых случаях поджигали их автомобили.

Силовики провели обыски в домах и офисах почти 50 участников ОПГ. Среди найденного — оружие, боеприпасы и крупные суммы денег. В СБУ уточнили, что ежемесячный доход ОПГ составлял более миллиона гривен (свыше 2,7 миллиона рублей). Выяснилось, что рэкетом занимались бывшие и действующие силовики, ветераны воевавшего в Донбассе батальона украинских радикалов «Азов» (запрещен на территории России), а также представители харьковского отделения националистической партии «Национальный корпус» (запрещена на территории России).

Задержанные члены «Нацкорпуса» Фото: Globallookpress.com

Под стражу попали семь подозреваемых, среди них — один из лидеров ОПГ и местной ячейки «Нацкорпуса», бывший боец «Азова» Сергей Величко по прозвищу Чили. По информации источника издания «Deтектив Info», еще одного фронтмена банды, азовского ветерана и соучредителя охранной фирмы «Корпус» Артема Мошенского, задержать не удалось. Сообщается, что в июне во время покушения он был тяжело ранен и теперь находится на лечении в Израиле.

Под крылом министра

Массовые задержания радикалов прошли спустя три недели после того, как в отставку ушел министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, которому СМИ давно приписывают тесные связи с «Нацкорпусом» и «Азовом». Весной 2014 года он объявил о формировании из добровольческого батальона «Азов» полноценного ведомственного подразделения, а уже осенью создал на его основе целый полк Национальной гвардии Украины. В то время азовцы уже были широко известны своими неонацистскими взглядами, а также регулярными обстрелами мирных населенных пунктов в Донбассе.

Несмотря на дурную славу полка, Аваков не стеснялся называть бойцов «Азова» «своей черной сотней в Харькове», а его советник Антон Геращенко помогал им поиском экипировки, тренировочной базы и пиаром. Более того, в 2019 году тогдашний министр признавался , что под его руководством в структуре МВД были созданы 35 подобных батальонов. По его словам, финансировались они как из его личных средств, так и из государственного бюджета и пожертвований добровольцев. При этом он подчеркнул, что находится в личном контакте с бойцами формирований.

Арсен Аваков и бывший премьер-министр Украины Владимир Гройсман Фото: Sergei Chuzavkov / AP

В 2016 году на базе общественной организации «Гражданский корпус “Азов”» совместно с ветеранами азовского полка, участниками Евромайдана и волонтерами была создана партия «Национальный корпус». Помимо радикального национализма и изрядной украиноцентричности, она отличилась принципиальной оппозиционностью к курсу украинского истеблишмента. В частности, партийцы выступили против приобщения страны к Евросоюзу и НАТО, взамен предложили построить «новое сообщество европейских народов».

«Нацкорпус» возглавил бывший командир азовского полка Андрей Билецкий. По данным украинских СМИ, даже после старта политической карьеры и получения депутатского мандата в Верховной Раде он сохранил неформальный контроль над подразделением Нацгвардии. Подобные связи радикалов в разных ветвях власти придали им немалый вес в политическом пространстве Украины.

Карманная зондеркоманда

В последние годы правления пятого президента Украины Петра Порошенко «Азову» прочили роль главной движущей силы вооруженного переворота или даже гипотетического «третьего Майдана». Это в том числе связывали с тем, что многие азовские ветераны заняли крупные посты в полиции. Яркий пример — бывший заместитель командира полка Вадим Троян, который стал замом министра внутренних дел, а спустя некоторое время занял уже пост замглавы Национальной полиции Украины.

Другой причиной гипотез о перевороте послужили уличные акции «Азова» и активистов «Нацкорпуса», которые происходили во время конфликтов между Аваковым и Порошенко. В частности, своими выступлениями радикалы успели отличиться в ходе президентской кампании 2019 года — тогда глава МВД отказался поддерживать действующего украинского лидера.

В марте 2019-го националисты и лично лидер «Нацкорпуса» Билецкий вышли на митинг в Киеве и поставили Порошенко ультиматум: либо он привлекает к ответственности подозреваемого в коррупции председателя Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Олега Гладковского, либо они начинают охоту за президентом. И свое обещание активисты выполнили. Радикалы преследовали главу государства по всей стране и пытались сорвать его предвыборные митинги.

Бойцы батальона «Азов» Фото: Efrem Lukatsky / AP

По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслана Бортника, подобная попытка дискредитации Порошенко не просто возымела какой-то эффект на избирателя, а оказалась серьезным фактором, препятствующим переизбранию пятого президента Украины. В беседе с «Лентой.ру» политолог подчеркнул, что акции «Нацкорпуса» против бывшего украинского лидера в значительной мере предопределили провал его избирательной кампании в 2019 году.

«Нацкорпус» нередко участвовал и в силовых атаках на оппозицию, неугодную действующему президенту Украины Владимиру Зеленскому. Так, в июле 2020 года глава «Партии Шария» Анатолий Шарий заявил, что радикалы напали на дом главы его штаба в Харькове и ранили из огнестрельного оружия двух человек. По его словам, официальные представители «Нацкорпуса» взяли на себя ответственность за атаку. Шарий полагает, что подобные нападения курируются офисом Зеленского, считающего националистов своей «личной гвардией».

Спустя полтора месяца депутат Верховной Рады от партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Илья Кива обвинил радикалов в обстреле автобуса с членами общественного движения «Патриоты — За жизнь» на трассе Киев — Харьков. По данным полиции, в результате нападения были ранены два человека. В «Нацкорпусе» отвергли свою причастность к «избиению титушек Ильи Кивы», а Арсен Аваков назвал нападавших «зайками без мозгов», атаковавшими «политических гастролеров». По делу были задержаны 15 человек, однако уже в ноябре 2020-го всех их отправили под домашний арест.

Несмотря на подобные инциденты, явно выгодные действующей власти, утверждать, что Зеленский смог приручить радикалов и сделать из них личные карательные отряды, нельзя. Более того, если при Порошенко националистов активно привлекали в различные государственные структуры, то сейчас их влияния стали больше опасаться. Продуктивному контакту мешают и принципиальные политические разногласия между националистами и Зеленским.

Активисты и сторонники «Нацкорпуса» на акции в Киеве. Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters

К примеру, они по-разному смотрят на дальнейшее развитие ситуации в Донбассе. После того как в октябре 2019-го Зеленский подписал «формулу Штайнмайера», предусматривающую отвод войск донбасского ополчения и украинской армии от линии соприкосновения, националисты заподозрили украинского лидера в намерении капитулировать перед Россией. Вооруженные ветераны «Азова» тут же поспешили занять бывшие позиции ВСУ. В результате такого выступления бывших азовцев МИД Украины был вынужден объявить о срыве разведения войск.

На благо партии

Если политикам удавалось хоть иногда использовать радикалов с пользой для себя, то для бизнесменов они стали сущим кошмаром. Как отмечал депутат Верховной Рады Вадим Рабинович, из-за войны в Донбассе Украина оказалась «набита нелегальным оружием», а многие добровольческие батальоны, в которых воевали националисты, стали «крупными бизнес-формированиями» с участием «уголовников и патриотов».

Источник в полиции рассказал изданию «Украина сегодня», что свою экономическую деятельность в Харькове «Нацкорпус» начал в 2018 году с захвата бизнеса бывшего похоронного монополиста Валерия Каретникова. На его сотрудников совершались нападения, детям угрожали прямо в школе. В итоге Каретников переписал бизнес на «активистов».

В интервью телеканалу «Настоящее время» (признан иноагентом в России) один из пострадавших предпринимателей сообщил, что в 2020 году организация, представлявшаяся «Нацкорпусом», «прибрала» к себе все частные ритуальные службы.

Активисты и сторонники «Нацкорпуса» на акции в Киеве. Фото: Gleb Garanich / Reuters

Националисты не ограничивались рэкетом. По словам источника в харьковской полиции, они получали прибыль от незаконной вырубки дубовых лесов, контрабанды бензина, вебкам-ресурсов и наркоторговли. При этом всем этим занималось так называемое экономическое крыло, которое обеспечивало партию финансовыми средствами. Руководили этим направлением лидер местной ячейки Величко и находящийся на лечении в Израиле Мошенский.

По всей видимости, радикалы прекрасно понимали, что лояльность со стороны МВД позволяла им без какого-то риска широко развернуть криминальную деятельность. И если отдельные группировки азовцев силовики все же громили, то рэкет лидеров «Нацкорпуса» на Харьковщине цвел пышным цветом вплоть до отставки Авакова.

Задержания в Харькове «очень похожи на реализацию старых материалов», которые ждали своего часа до отставки бывшего главы МВД, считает директор Харьковского института социальных исследований Денис Кобзин. «Очевидно, он или какие-то близкие к нему [чиновники] прикрывали этих людей», — отметил эксперт.

По всей видимости, уход со службы покровителя «Нацкорпуса» серьезно перетасовал карты, и теперь радикалам придется по новой согласовывать правила игры с властями. Пока неясно, как будут выглядеть их дальнейшие взаимоотношения в деталях, но переговоры у сторон точно будут не самые мирные.

Фото: Gleb Garanich / Reuters

Битва за «улицу»

После задержаний национал-рэкетиров в Харькове бывший командир «Азова» Максим Жорин обвинил Зеленского в «зачистке улицы», которую он якобы решил провести в ожидании массовых протестов осенью. По его мнению, президент «готовится к сдаче Украины», а потому пытается избавиться от тех сил, которые попытаются ему помешать.

При этом большинство задержанных он охарактеризовал как «ветеранов с активной проукраинской позицией», которые «защищают Украину на фронте» и «занимаются социальными проектами». Жорин заверил, что за них националисты намерены «драться». Местью за арест представителей «Нацкорпуса» пригрозил и глава партии Андрей Билецкий.

После ухода Авакова Зеленский действительно решил взяться за уличных активистов, подчинив их себе и ликвидировав неподконтрольные ему структуры, рассказал «Ленте.ру» политолог и руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко.

Раньше силовой блок был распределен между президентом и бывшим министром МВД. Это давало радикалам возможность лавировать. Сейчас они столкнулись с тем, что поля для маневра нет: либо они начнут действовать по правилам, которые диктует власть, либо столкнутся с репрессивными действиями со стороны власти. — Константин Бондаренко, руководитель фонда «Украинская политика».

Руслан Бортник полагает, что за действиями власти против «Нацкорпуса» стоит не только отставка Авакова, но и общий тренд на «закручивание гаек» и устранение любой конкуренции в украинской политике. «Власть сегодня в целом взяла курс на подавление политических оппонентов. Проблемы есть у всех», — отмечает политолог.

Тем не менее радикалы все же попытались воплотить свои угрозы в реальность и ответить на аресты соратников. 14 августа несколько сотен человек вышли на протестную акцию к офису украинского президента с призывом прекратить «репрессии против патриотов» и остановить «капитуляцию» в Донбассе. На подходе к зданию на Банковой силовики предложили им добровольно пройти осмотр на предмет наличия оружия и других запрещенных предметов. Националисты отказались, после чего начались стычки.

Столкновение активистов «Нацкорпуса» с полицией в Киеве. Фото: Serhii Nuzhnenko / Reuters

В МВД сообщили, что в ходе столкновений пострадали семь полицейских и один сотрудник Нацгвардии, причем один силовик получил резаные раны. Комментируя случившееся, министр внутренних дел Денис Монастырский пообещал наказать лиц, напавших на сотрудников правопорядка.

28 августа участникам стычек на Банковой вручили подозрения в хулиганстве. Под горячую руку правоохранителей попали всего два человека, которых сочли наиболее активными участниками столкновений. Ими оказались представитель «Нацкорпуса» Олег Довбыш и руководитель партийного отделения в Черкассах Дмитрий Кухарчук.

Пытаясь привлечь внимание общественности к «политическому» преследованию украинских националистов, 30 августа глава черкасской ячейки радикалов порезал себе вены напротив Печерского отделения полиции в Киеве. Это произошло накануне судебного заседания, где подозреваемым должны были избрать меру пресечения. Суд, однако, это не впечатлило: обоих подозреваемых на два месяца отправили в СИЗО.

Несмотря на такой поворот событий, ждать скорого и жесткого наказания для радикалов все же не стоит. По словам Руслана Бортника, с большой долей вероятности их дело растянется на годы, подвесив таким образом лидеров уличных активистов «на крючок».

Подобные дела превращаются в «висяки», при которых их фигуранты находятся под домашним арестом или под другими обязательствами. Это позволяет изолировать обвиняемых от политической деятельности и снизить их проблематичность для власти. — Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.

На приговор Довбышу и Кухарчуку отреагировал Билецкий. Случившееся он назвал «сериалом по мотивам времен Януковича» и заявил, что ничем хорошим такой сюжет для Зеленского не обернется.

Лидер «Нацкорпуса» и сам принимал участие в потасовке на Банковой. Однако глава департамента коммуникаций МВД Украины Артем Шевченко заявил, что на сегодняшний день у силовиков отсутствуют основания для привлечения Билецкого к ответственности.

Андрей Билецкий. Фото: Serhii Nuzhnenko / Reuters

Подобная избирательность украинского правосудия ставит вопрос о покровительстве националистам, которое кто-то обеспечивает им даже после ухода Авакова. Бортник полагает, что поддержку радикалам по-прежнему могут оказывать люди из антипрезидентских политических и экономических кругов, в том числе действующие чиновники и олигархи.

В частности, он упомянул Петра Порошенко, с которым, казалось бы, у «Нацкорпуса» должна быть серьезная вражда со времен его избирательной кампании в 2019 году. Но это не помешало связанному с Порошенко «Пятому каналу» преподнести акцию националистов на Банковой как массовый протест против зачистки «проукраинского политического поля» и «капитуляции» Украины в Донбассе.

Радикальные перспективы

Несмотря на то что за предыдущей акцией радикалов не последовало массовых уголовных дел, глава МВД Монастырский предупредил общественность, что «никаких индульгенций никакому общественному или политическому движению быть не может». Он заявил, что полиция продолжит пресекать насилие на митингах и наказывать виновных вне зависимости от их идеологической принадлежности.

Политолог Константин Бондаренко не считает подобные обещания голословными.

Любое неповиновение или попытка активизировать улицу приведет к немедленной и жесткой реакции. Зеленский — это не Янукович. Он не будет миндальничать с радикалами и ждать, что те образумятся. — Константин Бондаренко, руководитель фонда «Украинская политика».

Руслан Бортник также полагает, что силовики продолжат оказывать давление на лидеров националистов, которые способны влиять на политические, информационные и экономические процессы внутри страны. Эксперт подчеркнул, что конфликт между «Нацкорпусом» и властью не будет исчерпан до тех пор, пока стороны не договорятся между собой, а радикальная оппозиция не откажется от противостояния с правящими кругами.

«Власти понимают, что без решения проблемы радикальной улицы бороться за второй срок Зеленского будет сложно, если вообще возможно», — считает он.

Фото: Gleb Garanich / Reuters

Бондаренко также указал на то, что у радикалов не осталось возможности уйти в легальную оппозицию по отношению к действующему президенту. «Либо они станут опорой власти и начнут работать в ее интересах, в том числе терроризируя и запугивая политических оппонентов Зеленского, либо будут объявлены вне закона», — заключил эксперт.

***

Украинские радикалы долгое время могли позволять себе многое. Нападение на политических активистов, махровый криминал и критика власти — все это было актуально до тех пор, пока они находились под крылом одного из наиболее влиятельных людей в республике, а их силы можно было эффективно использовать в борьбе с оппозицией.

С приближением неизбежного выполнения «формулы Штайнмайера», на чем настаивает не только Россия, но и западные страны, неудобной оппозицией для Киева стали сами украинские националисты. Вдобавок уход Авакова вскрыл криминальные схемы «Нацкорпуса» и лишил его финансовой подпитки. Оставшись без серьезной «крыши» и денег, радикалы оказались перед незавидным ультиматумом. И все, что им остается, это либо принять новые правила игры от действующей власти, либо вступить с ней в жесткое противостояние и попасть в опалу.

Георгий Нестеров

По материалам: “Лента.Ру”

Ранее

How much is the фишинг

Далее

У жуликов кадровый голод

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru