Найти необходимую информацию внутри компании бывает непросто. Для решения этой проблемы бывший сотрудник Google Арвинд Джейн придумал корпоративный поисковик Glean, который уже привлек $55 млн инвестиций
Когда Арвинд Джейн оставил свою непыльную работу в технокомпании и стал соучредителем компании Rubrik, которая занимается управлением данными в облачных хранилищах, он столкнулся с проблемой. Бывший технический директор, который помогал создавать ключевой поисковый продукт Google, обнаружил, что поиск информации внутри его стартапа был для его сотрудников намного сложнее, чем ввод запроса в Google для обычных пользователей.
Проблема заключалась в следующем: Rubrik, который сейчас оценивается в $3,7 млрд, создал технологический стек, состоящий из более чем 300 облачных приложений. Данные были разбросаны среди огромного числа программных продуктов, и Джейн обнаружил, что его собственная продуктивность снижается из-за того, сколько времени он тратит на поиск нужного документа или ответа на вопрос. Нужно посмотреть в Google Doc, найти старые сообщения в Slack или поискать где-то в репозитории GitHub? «Корпоративный контент никогда еще не был таким фрагментированным, как сейчас», — говорит он.
Два с половиной года назад Джейн отошел от дел в Rubrik и сосредоточился на секретной разработке корпоративной поисковой системы. Его новая компания Glean раскрыла тайну 15 сентября: речь идет о поисковом инструменте, который собирает и обрабатывает информацию с десятков разрозненных приложений. Компанию основала группа выходцев из Google с большим стажем: Арвинд Джейн, Пиюш Прахладка и Тони Джентилкоре, а также Т. Р. Вишванатх, опытный сотрудник Facebook, который работал над алгоритмом ранжирования ленты новостей. Glean уже привлек $55 млн в рамках двух раундов венчурного финансирования от таких фирм, как Kleiner Perkins, General Catalyst и Lightspeed Venture Partners.
По словам Джейна, до сих пор работа велась в тайне, поскольку создание корпоративного поисковика — непростая задача. Он говорит, что компании вроде Google и Microsoft безуспешно пытались разработать подобные инструменты. Для стартапов же несвойственно привлекать к себе много внимания. Некоторые занимающиеся ПО для поиска компании вроде Elastic и Algolia добились успеха, но их продукты ориентированы в первую очередь на пользователей, которые ищут что-то на определенном сайте, а не на сотрудников. Впрочем, Elastic выпустила недавно корпоративный поисковик, который обещает обрабатывать информацию из разных приложений.
«Эта сфера пользуется дурной славой: считается, что еще никто не выпустил здесь удачный продукт. В итоге венчурные инвестиции прекратились, и отрасль просто сдулась, — говорит Джейн. — Мы не хотели стать очередной компанией, которая делает громкие заявления до того, как докажет эффективность своей технологии, а затем терпит поражение».
Хотя идея создания корпоративного поисковика кажется «очевидной», нужный момент наступил только сейчас, считает генеральный партнер фирмы Kleiner Perkins Мамун Хамид, который в 2019 году возглавил раунд финансирования серии А на $15,3 млн для Glean — тогда у стартапа были только Джейн и презентация. По словам Хамида, нынешний тренд на переход корпораций к облачным хранилищам и модели SaaS привел к тому, что все больше IТ-фирм создают API (Application Programming Interface, или программный интерфейс приложения. — Forbes), которые позволяют продукту одной компании взаимодействовать с продуктом другой компании. Эти API — залог того, что Glean сможет запустить «свои щупальцы в десятки продуктов, чтобы индексировать, изучать и понимать контекст всех этих документов», объясняет Хамид.
Со стороны пользователя программное обеспечение Glean анализирует формулировку поискового запроса (например, оно понимает, что «квартальные цели» или «зоны фокуса на Q1» — это одно и то же) и показывает все результаты, которые ему соответствуют, независимо от того, расположены ли они в Salesforce, Slack или каком-либо другом из множества используемых компанией приложений. Результаты персонализированы с учетом должности пользователя. С помощью глубокого обучения Glean может отличать, скажем, менеджера по продажам от инженера, и менять рекомендации в зависимости от того, с кем из коллег пользователь чаще всего общается.
Glean используют более 40 компаний, в том числе разработчик беспилотных автомобилей Aurora и недавно вышедшая на биржу облачная компания Confluent. Практически все разработчики стартапа из Сиэтла Outreach, который создает программное обеспечение для продаж, используют Glean, говорит Амританш Рагай, который руководит отделом из 260 человек. «Разумеется, было желание объединить все наши документы, потому что искать информацию сложно», — говорит он. С тех пор, как Outreach начал тестировать Glean, тренд изменился: теперь сотрудники смогли вернуться к тем сервисам, которые они предпочитали.
Glean был основан в 2019 году в инкубаторе Kleiner Perkins в калифорнийском городе Менло-Парк — там команда работала до начала пандемии. Теперь компания насчитывает 50 сотрудников и добавляет опции, которые уже сделали продукт скорее библиотекой, а не просто поисковиком. Программу можно настроить так, чтобы она открывалась вместо новой вкладки в веб-браузере и предлагала пользователю информацию вроде организационных схем и рекомендуемых документов.
Джейн говорит, что теперь логичное направление развития стартапа — увеличение числа интеграций с другими программами и поиск новых применений: сейчас в центре его внимания разработки, продажи и IТ. Однако у Джейн есть и более масштабная цель, которая заключается в создании помощника, способного вовлекать пользователя в разговор и отвечать на его вопросы.
«Дело не просто в поиске, когда вы печатаете запрос и нажимаете enter, — говорит управляющий директор General Catalyst Квентин Кларк, бывший топ-менеджер Microsoft и Dropbox, который в начале этого года возглавил раунд финансирования B на $40 млн для Glean. — В мире работы существует возможность выйти за пределы этой парадигмы и создать более проактивный опыт: есть широкий контекст, который позволяет понять, над чем вы, вероятнее всего, хотите сейчас работать, и мы можем использовать эти сигналы, чтобы улучшить пользовательский опыт».
Кенрик Кай
По материалам: “Forbes”