В число вариантов дополнительного налогообложения включили совершенно новый акциз на сталь
Помимо роста НДПИ и налога на прибыль для металлургов и производителей удобрений для производителей стали будет введен акциз. Но под разработанный Минфином законопроект об изменении налоговой политики попадут далеко не все.
Минфин подготовил законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса», в котором прописал механизм изменения налоговой политики, в первую очередь для металлургов и производителей удобрений. Документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердил источник, близкий к переговорам бизнеса и властей о налоговых инициативах на 2022 год.
Источник в правительстве пояснил, что финального решения об изменении налоговой политики еще нет, вопрос обсуждается с бизнесом, в том числе с металлургами. Как уточнил источник РБК, знакомый с процессом разработки документа, в министерстве сейчас ждут отзывов бизнеса на него.
РБК направил запросы в Минфин, правительство, представителю первого вице-премьера Андрея Белоусова, который курирует вопрос налоговой политики для металлургов.
Почему повышают налоги
Вопрос роста налоговой нагрузки для металлургических компаний и производителей удобрений власти начали обсуждать после резкого роста цен на металл и удобрения в первой половине года. В мае Белоусов заявлял, что вследствие роста мировых и внутрироссийских цен металлурги резко увеличили свои доходы и «нахлобучили» государство примерно на 100 млрд руб. Спустя месяц правительство объявило о введении с 1 августа на год временных экспортных пошлин на сталь и цветные металлы. При этом власти продолжили рассматривать варианты постоянного механизма пополнения бюджета. Изначально речь шла о дальнейшем повышении ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений, а также руд черных и цветных металлов. Их уже повысили с начала 2021 года в 3,5 раза, но, по мнению Минфина, этого недостаточно: налог не дотягивает до уровня в мировой практике, где горная рента при добыче твердых полезных ископаемых составляет 3–5% от выручки горнодобывающих компаний, тогда как в России она не превышает 1–2%.
В августе президент Владимир Путин заявил о планах повысить НДПИ для компаний, занятых в металлургической промышленности, начиная с 2022 года, не уточнив деталей. С начала сентября дискуссия о повышении налогов активизировалась: за прошедшую неделю Белоусов, представители Минфина и бизнеса провели несколько встреч и представили несколько возможных подходов — помимо корректировки НДПИ бизнесу еще представили вариант дифференциации налога на прибыль с повышением его ставки до 25–30% для тех компаний, которые последние пять лет платили больше дивидендов, чем инвестировали.
Новый налог для сталепроизводителей
На одном из последних совещаний представители Минфина говорили о плане собирать с металлургов и производителей удобрений примерно по 200 млрд руб. ежегодно, рассказывали РБК три источника, близких к участникам совещаний. Из этой суммы 130 млрд руб. должны обеспечить поступления от компаний сектора черной металлургии.
В новом законопроекте Минфин помимо корректировки ставок НДПИ и дифференциации налога на прибыль предусмотрел и акциз на сталь. Он будет составлять 3% от экспортной цены слябов в российских портах, если она выше $300 за тонну. Идея введения акциза на жидкую сталь возникла при обсуждении роста НДПИ: не у всех металлургов есть добычные проекты, поэтому НДПИ не решает задачу изъятия сверхприбыли, объяснили источники «Интерфакса» причины появления нового налога в обсуждении. По данным источника РБК, близкого к металлургическим компаниям, бизнес в рамках совещаний с властями предлагал вывести из-под действия акциза сталь, произведенную в электропечах, из-за ее низкой рентабельности. Но в текущей версии законопроекта Минфина таких исключений не предусмотрено.
Крупнейшими производителями стали в России являются «Северсталь», Evraz, группа НЛМК, ММК и «Мечел». Стоимость слябов в портах Черного моря сейчас составляет около $720–740 за тонну. Доля электростали в российской черной металлургии достигает 30%.
По словам аналитика ИБ «Синара» Дмитрия Смолина, под новый налог помимо всех производителей стали могут попасть и производители труб: «Этого рынок не ожидал, поскольку изначально речь шла об одном из трех вариантов — либо НДПИ, либо налог на прибыль, либо НДПИ и налог на прибыль вместе».
Как изменится НДПИ для горнодобывающих компаний
Для производителей коксующегося угля и железной руды, как и ожидалось, НДПИ будет привязан к рыночным мировым ценам данного сырья. Для угольщиков ставка составит 1,5%, а для производителей руды — 5,5%. Как отмечает Дмитрий Смолин, если такая привязка для железной руды выглядит адекватной, то для коксующегося угля правильнее было бы выстроить зависимость от внутренней цены сырья, а не от мировой, так как качество коксующегося угля в России значительно ниже, чем у угля из Австралии или США. Поэтому, хотя ставка НДПИ для угля не выглядит агрессивной — всего 1,5%, бенчмарк все равно стоило бы пересмотреть, считает аналитик. По его оценке, производителям угля налог обойдется в 3–4% EBITDA в следующем году.
Для производителей удобрений коэффициент ренты по НДПИ Минфин предлагает повысить в 2,5 раза — до 8,75, тогда как ранее планировалась ставка 6% к биржевым котировкам.
Для «Норникеля» и других компаний, добывающих никель, медь и металлы платиновой группы в Красноярском крае, ставка будет складываться из 730 руб. за каждую тонну добытой руды, содержания металла в ней и 6% к цене металлов на мировом рынке. Эффект для «Норникеля» Смолин оценивает приблизительно в 7–8% EBITDA на 2022 год.
В целом ожидаемый эффект для компаний черной металлургии от повышения НДПИ и акцизов на сталь, по оценке Дмитрия Смолина, может составить около 6–8% от их прогнозной EBITDА на 2022 год.
Кто будет платить повышенный налог на прибыль
В законопроекте предусмотрено также изменение налога на прибыль с повышением ставок для тех компаний, которые платили больше дивидендов, чем инвестировали. Как писал РБК, Минфин предлагает высчитывать специальный коэффициент по формуле «дивиденды — инвестиции — амортизация за пять лет», разделенные на капитал компании. Если коэффициент меньше единицы, то налог на прибыль для компании остается прежним — на уровне 20%, при коэффициенте от одного до двух ставка повышается до 25%, при показателе выше — до 30%.
Исключение сделано для компаний, которые за пять лет выплатили менее 5 млрд руб. в качестве дивидендов, для госкорпораций и их «дочек», а также компаний, в которых доля государства составляет более 50%. Под исключение также подпадают «дочки» российских холдингов (доля участия российской компании в них должна быть не менее 50%) при условии, что за последние пять лет выплаты дивидендов акционерам холдинговой компании не превышают 50% объема дивидендов, которые она сама получает от своих «дочек». Этот пункт позволяет не рассчитывать налог с добывающих «дочек» крупных компаний, чтобы миновать двойное налогообложение.
Как ранее говорили аналитики, из металлургического сектора повышение налога на прибыль коснется прежде всего «Норникеля», «Северстали», Evraz и НЛМК, которые платили высокие дивиденды последние пять лет.
Ранее директор Prosperity Capital Management Александр Бранис уже критиковал вариант дифференциации налога на прибыль, называя его «путем к искажению стимулов для экономических агентов, причем таким образом, от которого всем будет плохо — и государству, и контрольным акционерам, и внешним инвесторам». По его словам, в таких условиях компании будут искать менее прозрачные способы вывода прибыли. Бизнес также выступил против этой инициативы, заявив, что она нарушает основополагающий принцип российского налогового законодательства — «закон обратной силы не имеет».
Управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин между тем считает, что привязка налога на прибыль к инвестициям в развитие и выплате дивидендов — вполне разумное требование, которое соответствует принципам устойчивого развития. «Металлургия — это значимый загрязнитель окружающей среды и поэтому может компенсировать причиняемый обществу вред повышенными инвестиционными обязательствами», — отметил он.
И Гришунин, и Смолин отметили, что крупнейший производитель алюминия UC Rusal не подпадает ни под одну из новых налоговых инициатив Минфина: НДПИ в текущем варианте на добычу бокситов и нефелиновой руды не распространяется, а дивидендов компания давно не платит. Тем не менее Сергей Гришунин ожидает, что вследствие повышения НДПИ и ставки налога на прибыль «Норникель» может начать снижать дивиденды, а они являются значимым доходом для его акционера — UC Rusal.
Про UC Rusal во вторник, 21 сентября, вспоминал и министр финансов Антон Силуанов. По его словам, Минфин не наблюдал роста сверхдоходов от повышения цен на алюминий у UC Rusal в отличие от металлургов, по крайней мере, до недавних политических событий в Гвинее. В этой африканской стране, где находятся основные заводы компании по добыче бокситов — сырья для производства алюминия, в начале сентября произошел госпереворот. На фоне политической нестабильности страны, которая обеспечивает 20% мировой добычи бокситов, цены на алюминий кратковременно поднимались более чем до $3000 за тонну.
Светлана Бурмистрова
По материалам: “РБК”