Рестораны и отели объявили войну за кадры

Почему бизнесу в России не хватает сотрудников и как он с этим борется

В этом году предприятия из сегмента HoReCa столкнулись с катастрофической нехваткой кадров. Спрос на персонал в отелях, ресторанах и кафе вырос более чем вдвое, но число желающих устроиться на работу в них неуклонно снижается. В попытках завоевать сотрудников, компании ввязываются в «ценовые войны», однако притоку новых сотрудников мешает отъезд из России мигрантов и непрестижность предлагаемых мест.

В постпандемийный год работодатели ресторанов, кафе и отелей резко активизировали поиск новых сотрудников. С начала года они предложили более 54 тысяч вакансий, что более чем в два раза превышает прошлогодний показатель. На рынке ритейла сложилась аналогичная ситуация, выяснили специалисты HeadHunter. Число вакансий в сегменте выросло на 55%, до 883,6 тысячи.

Существенный рост предложения не вызвал активного ответного спроса: количество соискателей на эти места в течение года неуклонно снижалось. Конкуренция в обоих сегментах обрушилась — за девять месяцев в ресторанах в среднем на одно место претендовали два человека, а в рознице — один. Для сравнения, до пандемии за одну вакансию в HoReCa в среднем по России боролись сразу пять человек.

Отельный кризис 

Наиболее пострадавшими в постпандемийное время оказались отели и рестораны, приводит слова директора департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Натальи Даниной РБК. Поначалу они столкнулись с резким ростом конкуренции за места. В пик первой волны пандемии, сопровождавшейся сокращениями и заморозкой найма, на место могли претендовать до 16 человек, но уже через несколько месяцев их число сократилось до пяти.

Юрис Теймурханлы, генеральный менеджер отеля «Гельвеция» в Санкт-Петербурге, назвал нынешнюю ситуацию худшей за последнюю пятилетку. Он отметил, что особый удар нанесен по нижнему звену линейного персонала. Отели испытывают острую нехватку грузчиков багажа, мойщиков и подсобных рабочих. «А нижний линейный персонал — это 60% персонала отеля», — напомнил Теймурханлы.

Вместе с этим гостиницам не хватает горничных. При высоком объеме продаж в отелях «некому убирать номера», признался вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. «Больше всего не хватает горничных, поваров, сотрудников фронт-офиса, банкетных официантов, официантов», — добавил гендиректор компании Accor в России, на Украине, в Грузии и странах СНГ Алексис Деларофф.

Рестораны и ритейл 

Еще одной жертвой кризиса на рынке труда стали кафе и рестораны. Им на сегодняшний день недостает порядка 20-30% сотрудников. Большой вклад в это внесли ограничения по коронавирусу: за время пандемии власти успели полностью закрыть заведения общепита, затем ограничить их работу и резко сократить количество клиентов из-за введения QR-кодов, подтверждающих «незаразность» посетителей.

В пандемию рестораны становились первой площадкой, на которой вводились те или иные ограничения, напомнил изданию основатель сети ресторанов «Мясо и рыбка» Сергей Миронов. Это решение, в частности, привело к оттоку персонала. Из-за него заведения лишились сотрудников, которые в кризисной ситуации становились «палочкой-выручалочкой». Кроме того, рестораны перестали быть местом, способным обеспечить стабильную занятость.

Фото: ТАСС

Что касается ритейла, то ему не впервой сталкиваться в дефицитом кадров. Как отметила Наталья Данина, в этой отрасли нехватка персонала — хроническое явление. В этом году крупные торговые сети лишились большого числа сотрудников, в том числе иностранцев, которые работали в магазинах и распределительных центрах. Такую ситуацию констатируют в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Эксперты предупредили, что нехватка персонала сказывается на работе логистических служб, ответственных за доставку продуктов в магазины. О сложностях в отрасли также рассказали в ритейлере «Лента»: а некоторых регионах у компании укомплектовано от 65% до 92% кадров.

Исход мигрантов из страны

 Одной из основных причин нехватки сотрудников эксперты называют отъезд мигрантов. На него представители HoReCa жалуются уже давно. Только из Петербурга с начала пандемии уехало около полумиллиона трудовых мигрантов. В Москве, по словам вице-мэра Москвы Владимира Ефимова, на сегодняшний день не хватает порядка 200 тысяч таких работников.

В августе рестораторы попросили премьер-министра Михаила Мишустина упростить процесс найма иностранных работников. В обмен на это они предложили самостоятельно оплачивать им получение разрешений на работу. Также бизнес предложил трудоустраивать мигрантов в России до завершения оформления всех разрешений. Сейчас на оформление патента на работу мигрант тратит не меньше месяца. Иногда этот процесс растягивается для полугода. В это время мигранты не могут работать в стране легально и вынуждены делать это без разрешения.

Рестораторы готовы перечислять в бюджет обеспечительный платеж, который можно вернуть после получения иностранцем всех необходимых документов. Предложение бизнеса направили на проработку в МВД и Минтруд.

Некоторые мигранты, которые работали в России до пандемии, до сих пор не могут вернуться в страну из-за ограничений, отметили в Федерации рестораторов и отельеров России. Однако именно они чаще всего устраиваются в отели в качестве нижнего линейного персонала.

Ритейл также пожаловался на нехватку мигрантов. В частности, к оттоку персонала из отрасли привело требование об обязательной вакцинации мигрантов. Россияне же на подобные должности в ритейле и HoReCa идут неохотно. «Профессия горничной не считается престижной: молодые люди сегодня хотят работать за другие деньги, и вряд ли можно предположить, что люди с высшим образованием пойдут на эту работу», — сказал Прасов из Федерации рестораторов и отельеров.

Борьба за каждый кадр 

Чтобы справиться с нехваткой сотрудников, работодатели идут на повышение зарплат. Так, за год оплата труда линейного персонала в ресторане «Гельвеция» выросла почти на 20%. При этом норма выработки для горничных понизилась. «Конкуренция за горничных так обострилась, что фактически идет ценовая война», — признал генеральный менеджер отеля Теймурханлы.

В среднем в гостиничной отрасли зарплаты за последний год выросли на 10-30%. Специалистам, работающим в сфере клининга, стали предлагать зарплату в 2,5 раза больше. В ресторанах Санкт-Петербурга средняя зарплата мигрантов выросла на 20%, отмечал ранее президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. «Это перегретый рынок. Одни работодатели начинают перекупать работников у других. Как на аукционе», — говорил он.

Ритейл тоже старается поощрять своих сотрудников финансово. Так, работникам «Ленты» доплачивают за повышенную интенсивность и тестируют новые подходы к системе премирования, чтобы те могли зарабатывать больше.

Тем не менее пока такие приемы не работают — привлекательность работы в ритейле из-за новых требований снижается, а нагрузка на действующий персонал только растет. Что касается ресторанов, то в них ситуация может улучшиться осенью, считает Грабар. Однако рестораторы Петербурга, по его словам, опасаются, что столкнулся с обратной проблемой и будут вынуждены справляться с наплывом иностранцев, которые начнут снова посещать город после ослабления ограничений.

Полина Матюхина

По материалам: “Компания”

Ранее

Совесть не вышла из карантина

Далее

Бизнесу предложили налоговый кнут и пряник одновременно

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru