“Сибирский мегапроект подразумевает кадровую перезагрузку элит с переносом части столичных функций в Сибирь”
Анонсированный министром обороны России Сергеем Шойгу мегапроект по строительству в Сибири новых городов-миллионеров потребует обновления местных элит. Их очистят от криминальных авторитетов и их последователей, призывавших к независимости от Москвы. Именно эту тему, как утверждают знающие люди, возьмёт под особый контроль новый полпред президента в Сибирском федеральном округе сибиряк Анатолий Серышев. Ярчайший представитель уходящей из Сибири элитной когорты – красноярский бизнесмен Анатолий Быков. Десятилетиями он давил на власть и теперь впервые сам пожаловался на давление.
Бывшему председателю совета директоров Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ), экс-депутату регионального заксобрания Анатолию Быкову стало плохо в СИЗО № 1 Красноярска, где он содержится с мая 2020 года. Сначала ухудшилось его моральное состояние – ему не понравился исход выборов в Госдуму, в которых он планировал принять участие, не выходя из камеры следственного изолятора.
Этой весной Быков попросил красноярцев высказать мнение, заслуживает ли он поддержки как самовыдвиженец по одномандатному округу, сопроводив пост в соцсетях высокопарными высказываниями.
«Только вперёд, за нами Родина и наш народ! Мы не должны позволить и дальше опустошать, грабить и разваливать нашу великую Россию!» – говорилось в обращении бизнесмена. Позже он заявил, что поддержку получил, но не смог подать документы о выдвижении в избирком.
После этого Быков надолго ушёл в тень для подготовки к судебному заседанию, на котором был приговорён к 13 годам тюрьмы за организацию заказных убийств.
Через две недели после вынесения приговора и неделю после дня голосования Быков подверг в Instagram критике итоги выборов в Госдуму. Он настаивал, что в ходе кампании по всей стране происходили «массовые безобразия и нарушения», а честное голосование состоялось только в Назарово, где большинство голосов получила его ставленница Юлия Стрельникова.
Спустя ещё четыре дня Анатолий Быков пожаловался на плохое самочувствие. Его адвокаты заявили о намерении направить в прокуратуру жалобу на неоказание медпомощи заключённому. Из-за скачущего артериального давления, грозящего перерасти в гипертонический криз, 61-летний Анатолий Быков не может сосредоточиться на ознакомлении с материалами ещё двух уголовных дел о неуплате налогов.
«Гипертонический криз» Красноярского края
Между тем под давлением самого Анатолия Быкова десятилетиями жил весь Красноярский край. Наиболее ярко описал все этапы его становления как криминального авторитета местный журналист Алексей Тарасов. В своих расследованиях и в книге под названием «На три метра под цветы. Братва хоронила своих глубоко, опасаясь даже мёртвых. Но они заговорили» автор описал, как начавший карьеру в конце 80-х годов в средней школе города Назарово учитель физкультуры стал сначала рабочим, а потом бизнесменом, купившим 28 процентов акций Красноярского алюминиевого завода и впоследствии возглавившим совет директоров предприятия.
Получив контроль над заводом, Быков окончательно превратился в криминального авторитета, которого все знали как Толю Быка, Челентано и «ночного губернатора». Ему приписывали создание и руководство ОПС «Быковские», в которое Челентано вербовал подростков-спортсменов, а потом перешагивал через их трупы. Когда изучаешь события тех лет, на ум приходит мысль о «криминальной педофилии», ставшей неотъемлемой частью гангстерской жизни Красноярского края.
Показная любовь к детям двигала учителем физкультуры Толей Быком и позднее. В 1996 году он открывает в Красноярске первый негосударственный детский дом «Иван да Марья». Этот шаг сделал бизнесмена героем в глазах простого народа. Но силовики и представители криминального мира следили не за перерезанием красной ленточки, а за потоками крови на соседних улицах города. Пока предприниматель говорил о «цветах жизни», киллеры решетили пулями противостоявших Быкову и его ближайшему соратнику – дважды судимому Владимиру Татаренкову – уголовных элементов.
По данным «Новой газеты», лица из окружения Быкова подозревались в совершении более 20 убийств. Победители этой войны получили щедрые трофеи: «Быковские» взяли под контроль почти все гостиницы, казино, станции автосервиса Красноярска. Некоторые журналисты также приписывали Челентано контроль над местной проституцией.
Отец Красноярского края
Любовь Анатолия Быкова к сиротам неожиданно легла в основу его политических воззрений. В 1998 году он поддержал Александра Лебедя на выборах губернатора Красноярского края. Но когда последний организовал проверку КрАЗа, разочаровался в своём выборе.
«Я поверил Александру Лебедю и ошибся в нём как в губернаторе. Его люди – дети, которые вытирают ноги об экономическую элиту края, по три дня работают, а потом улетают к маме с папой в Москву», – пояснил предприниматель в одном из интервью.
Получается, что работники администрации губернатора и правительства, депутаты краевого заксобрания были для бизнесмена неразумными детьми, которым был нужен надзор со стороны настоящих родителей.
Лебедь на роль главы властного семейства, по мнению Быкова, не подошёл.
После конфликта с Александром Лебедем Анатолий Быков оказался перед выбором: остаться авторитетным бизнесменом, продолжая давление на чиновников-«сирот», либо самому пойти во власть. Быков выбрал второй путь, чтобы стать отцом Красноярского края. Как минимум крёстным.
Авторитетный сепаратист
Этот выбор стал для Челентано роковым. Криминальные авторитеты из других регионов сторонились участия в выборах. В числе последних был «ночной губернатор» Санкт-Петербурга Владимир Барсуков (Кумарин). В отличие от питерского «коллеги» Анатолий Быков настойчиво вкладывал деньги в политику. Впервые он выдвинулся в Госдуму в 1999 году, но получил отказ в регистрации. В 2000-м «Блок Анатолия Быкова» набрал более 40 процентов голосов на выборах депутатов Красноярского городского совета. Год спустя блок получил 16 процентов голосов на выборах в заксобрание края, сам Быков победил в одномандатном округе. В 2004-м блок сторонников Быкова «С верой и надеждой!» вновь побеждает на выборах в горсовет Красноярска. Он сам продлевает депутатские полномочия в 2007 и 2011 годах.
В 2013 году Анатолий Быков замахнулся на роль федерального политика.
В качестве руководителя регионального отделения «Патриотов России» он обратился к президенту РФ с открытым письмом, содержащим «концентрат народных чаяний». И начиная с этого времени стал идейным лидером красноярских сепаратистов.
Он подверг критике прошедший в Красноярске X экономический форум. Челентано заявил, что форум стал площадкой, где представители финансово-промышленных групп попытались «навязать колониальную политику России и её конкретному региону – Сибири».
Идея независимости от Москвы пролегла красной нитью и через другие этапы биографии Быкова. В 2019 году бизнесмен дал интервью изданию «Красноярские новости», в котором заявил о планах по созданию собственной партии сепаратистского толка, призывающей к «независимости от Москвы».
Силовикам быковский политический проект сразу, мягко говоря, не понравился – всем было понятно, что авторитет попросту прячется за ширмой публичной политики от уголовного преследования за свои старые дела. Как говорят в коридорах Министерства обороны, весной 2020 года губернатор Красноярского края Александр Усс поднял на встрече с главой министерства Сергеем Шойгу вопрос о деструктивной работе Быкова и его окружения против центральной власти. Шойгу решил вмешаться. Как следствие – десант спецслужб в Красноярск. Арест и последующая отправка борца с «московским колониализмом» в СИЗО – тоже.
Ослабленный иммунитет
Показушная нелюбовь Быкова к Москве, конечно, не была главной причиной его похода в политику. Как и забота о детях и молодых спортсменах: жители края своими глазами видели, как молодые борцы и боксёры, втянутые Быковым в криминальные группировки Красноярска, первыми гибли в бандитских разборках, инициированных Челентано. Главной причиной и целью политических игр Анатолия Быкова был иммунитет от уголовных преследований, который мог дать ему мандат депутата.
Первое уголовное дело против него было возбуждено в 1999 году. Бизнесмена обвиняли в причастности к убийству, легализации незаконно полученных денежных средств, незаконном хранении оружия, незаконных валютных операциях. Спустя несколько месяцев бывший соратник Быкова Татаренков указал на его причастность к убийствам уголовных авторитетов и предпринимателей. Впоследствии Татаренков неожиданно отказался от своих показаний, после чего Быков был освобождён.
В 2002 году Мещанский суд Москвы признал Быкова заказчиком убийства Вилора Струганова по кличке Паша-Цветомузыка и приговорил его к шести с половиной годам лишения свободы условно. Этот приговор был абсолютно беспрецедентен, если учесть, что в ходе процесса Быков полностью признал вину в подготовке убийства и незаконном хранении оружия. Впервые в истории российской юриспруденции заказчик убийства, признавший свою роль в преступлении, получал условный срок. Это была прямая насмешка над силовиками, которые годами работали над раскрытием быковских преступлений. И силовики этого не забыли.
В 2003 году прошли слушания по делу, в рамках которых Быкову вменялись соучастие в организации убийства Олега Губина и незаконный оборот оружия. В итоге обвинение было переквалифицировано на статью 316 УК РФ («Укрывательство преступлений»), по которой авторитетный бизнесмен был осуждён на год и тут же амнистирован в зале суда.
Последний срок уже в 2021 году он получил, как удачно выразились в своём расследовании журналисты «Новой газеты», за «тела минувших дней».
Ему предъявили обвинение в организации летом 1994 года заказных убийств Кирилла Войтенко и Александра Наумова.
Оба погибших входили в возглавляемую Быковым преступную группировку, и обоих бизнесмен считал ответственными за покушение на него. Сейчас Быкову 61 год. Выйдет на свободу он в лучшем случае в 74 года. Но впереди у него ещё два суда, по результатам которых его срок может значительно увеличиться.
Цена патриотизма
Анатолий Быков пытается удержаться на плаву даже в своём сегодняшнем катастрофическом положении. Он продолжает утверждать, что защищает Сибирь от московских политиков (читай: от Кремля). И именно по этой причине у него отобрали сначала завод, потом свободу.
Но красноярцы знают, что все эти годы Быкова толкала наверх не коммерческая хватка, а спираль всеобщего молчания. Спираль лишающего дара речи страха перед стрельбой и трупами, перед событиями, описанными в книге «На три метра под цветы…». Челентано приложил все свои таланты, чтобы психологически изуродовать сознание целого города и целого поколения.
Свои акции КрАЗа, равно как и «интересы по защите Сибири», Быков продал «Русалу» за 110 млн долларов, которые положил на свои счета в швейцарском банке. Сделка состоялась 6 апреля 2004 года в Цюрихе.
Сам пакет акций был оценён в 5 млн 133 тыс. долларов, четыре контракта завода за прошлые годы – в 60 млн долларов.
Остальные 44 млн 866 тыс. 523 доллара Быков попросил за отказ от оспаривания законности эмиссии акций завода. Судьбу этих денег подробно описал в своём расследовании журналист Михаил Афанасьев.
Если учесть, каков был за последующие 16 лет уровень инфляции, как за это время изменилось состояние экономики России и США и курсы их валют, можно увидеть, что сумма сделки в 2021 году была бы эквивалентна 1,1 млрд долларов.
– Анатолий Петрович прежде всего человек очень талантливый, – поделился мнением с «Октагоном» советник главы администрации губернатора Красноярского края Андрей Агафонов. – За последние 25 лет он успел внушить широким кругам красноярской общественности, что является успешным и социально ответственным бизнесменом, патриотом края и в какой-то степени философом. Всё это несколько преувеличено.
«Распространённая фраза “при Быкове треть краевого бюджета составляли налоги КрАЗа” не находит, увы, никаких фактических подтверждений. А вот то, что покойный [бывший мэр Красноярска] Пётр Иванович Пимашков слёзно просил [Быкова] заплатить в бюджет хоть что-нибудь, а то ему нечем зарплату бюджетникам платить, – такое было. И получал отказ». – Андрей Агафонов, советник главы администрации губернатора Красноярского края.
Собеседник вспоминает, что на протяжении десятилетий Анатолий Быков декларировал свою независимость от власти и вместе с тем настойчиво осаждал предложениями о поддержке каждого нового губернатора:
– А их сменилось пять. И каждый раз, получив отказ, начинал с очередным губернатором воевать. В последний раз это для него плохо закончилось, но удивительно, что не закончилось раньше.
– В ходе следствия всплыли любопытные подробности. А именно – что налоги Быков и до сих пор предпочитает не платить, выводя всю прибыль в офшоры и оформляя фиктивные сделки между своими же фирмами. Таким образом, если задаться вопросом, какая разница между Аль Капоне и Анатолием Петровичем, то можно ответить так: Аль Капоне был убийцей, а посадили его за неуплату налогов. А с Анатолием Петровичем всё наоборот, – добавляет советник главы администрации губернатора края.
Протесты не состоялись
Окружение Анатолия Быкова пыталось организовать протестные митинги с требованиями признать арест и вынесенный ему приговор незаконными. Но красноярцы, многие годы пленявшиеся его харизмой и созданным вокруг криминального олигарха мифом о справедливом Робин Гуде, не проявили к ним практически никакого интереса.
Правозащитник, журналист, депутат Законодательного собрания Красноярского края Елена Пензина выразила в разговоре с «Октагоном» надежду, что последние события изменят отношение жителей региона к бизнесмену.
«Анатолий Быков, безусловно, харизматичен, имеет, как это принято говорить, внутреннюю силу или стержень, то есть человек с характером и стальными нервами. Вместе с этим нельзя не отметить то, что все его позитивные качества нивелировал “наполеоновский комплекс”. – Елена Пензина, депутат Законодательного собрания Красноярского края.
– В результате человек мнил себя хозяином Красноярска и его окрестностей, считал, что может распоряжаться судьбами людей. В итоге всю свою жизнь он ˂…˃ говорил одно и совершал прямо противоположные поступки. Например, призывал бизнесменов вернуть капиталы в Россию, а свои средства хранил в Швейцарии. Все те, кто был рядом с Быковым в лихие 90-е и остался в живых, предпочитают о нём не вспоминать. На мой сугубо субъективный взгляд, человек с психическими деформациями. Впереди ещё одно судебное заседание по очередному убийству, возможно, оно наконец-то раскроет многим глаза на его личность, и красноярцы перестанут как мантру повторять эту дикую фразу «а кто без греха?»
Декриминализация Сибири
Программа по развитию Сибири, которую по поручению президента РФ курирует Сергей Шойгу, заключается не только и не столько в строительстве новых городов. Её суть гораздо шире – создание новых производственных кластеров, позволяющих стране перейти на мобилизационную экономику, и частичное закрытие от распадающегося глобального мира.
Шойгу уже анонсировал, что между Красноярском и Братском может быть создан промышленный центр «Медь и электротехника». В районе Канска – углехимическое производство пластиков из неликвидного сырья. Вокруг Лесосибирска – кластер «Лес и строительные материалы».
В реализации программы решающую роль будет играть государство, которое возьмёт под контроль экономическое, информационное и географическое пространство страны. Откроется дорога к созданию единого хозяйственного плана России, в котором будут синтезированы лучшие стороны госпланирования и рыночной самоорганизации. Следующим шагом может стать национализация элит по принципу «кто не с нами, тот против нас». И те, кто «не с нами», должны осознать, что они рискуют лишиться всего.
Сибирский мегапроект подразумевает кадровую перезагрузку элит с переносом части столичных функций в Сибирь. И первым шагом этой перезагрузки станет декриминализация региона.
Арест Быкова – сигнал всему криминальному миру страны. Прозрачный посыл, что криминальные «подвиги» 90-х силовикам известны.
Ничто не забыто. И вскоре всем представителям криминального мира, желающим подменить собою власть, придётся поехать на стройки Сибири в привычной им роли зэков. Быков и его окружение пока не до конца осознали наступление этой новой реальности.
– Быков не понимает, что он – прошлое. Будущего у него нет. И он сейчас то ли по глупости, то ли осознанно топит своих некогда сторонников и тех, кто у него когда-то работал, выводя их на тропу войны с властью. Он не понимает, что сейчас не 95-й и его криминального авторитета уже никто не боится, – утверждает лично знающий Быкова анонимный собеседник «Октагона».
Константин Джултаев
По материалам: “Октагон”