Выручка 50 крупнейших автодилеров выросла до 1,2 трлн рублей
Выручка 50 крупнейших российских продавцов автомобилей за первое полугодие 2021 года выросла в 2,5 раза и составила 1,2 трлн рублей. Внушительные цифры объясняются ростом цен на новые автомобили и увеличением продаж авто с пробегом.
Журнал «АвтоБизнесРевю» составил рейтинг автомобильных дилеров по итогам первого полугодия 2021 года (есть у Forbes).
Первым по выручке остается «Рольф», продавший автомобилей на 173,37 млрд рублей (на 81% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Компания лидирует и по количеству проданных машин: в ее дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге за полгода было продано 40 140 автомобилей — на 29% больше, чем за первое полугодие 2020 года.
«Рольф» лидирует в рейтинге более семи лет. Его успех эксперты объясняют величиной дилерской сети, сбалансированным портфелем брендов, большой долей корпоративных продаж, к тому же с прошлого года дилер активно развивает выкуп автомобилей с пробегом. За первое полугодие 2021 года «Рольф» продал 42 931 автомобиль с пробегом, что на 73% больше показателей 2020 года, указано в отчетности «Рольфа» за II квартал 2021 года.
Более чем на 100% в топ-25 выросли две компании. «Автодом» по итогам полугодия показал наибольший рост по выручке — плюс 143%, до 49,8 млрд рублей. На 104% вырос «Панавто». В обоих случаях показатели объясняются торговлей премиальными брендами, говорит главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов: у «Автодома» это полученные от «АвтоСпецЦентра» салоны BMW, у «Панавто» — сильные позиции по Mercedes.
«АвтоСпецЦентр» — единственный из топ-25 дилеров, потерявший в выручке. Она снизилась на 9% (минус 23,8 млрд рублей). Основа портфеля дилера — массовые бренды, кроме того, на выручке отразилась продажа салонов «Автодому».
На топ-50 приходится половина всех продаж новых машин в стране, это крупнейшие дилеры России, поэтому их результаты в целом соответствуют тенденциям рынка, рассказывает Евгений Еськов. По его словам, суммарный объем продаж у дилеров идет чуть медленнее рынка: дилеры увеличили продажи на 32%, в то время как, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии 2021 года продажи новых автомобилей и легких коммерческих автомобилей в России в целом выросли на 36,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если считать в штуках, то рост составил 234 790 автомобилей̆, всего же в первом полугодии было продано 870 749 автомобилей.
Динамика суммарной выручки сильно опередила динамику продаж в штуках: топ-50 дилеров по обороту наторговали на 1,22 трлн рублей, что на 156% больше, чем в первом полугодии 2020 года. С одной стороны, дело в эффекте низкой базы 2020 года. Первое полугодие прошлого года оказалось одним из самых сложных для российского автомобильного рынка. Из-за карантинных мер, введенных из-за коронавируса, в конце марта все автосалоны были закрыты. Локдаун продлился около двух месяцев.
Цены выросли
С другой стороны, многие дилеры нарастили оборот в связи с ростом цен на машины, увеличением продаж авто с пробегом и «допов», продолжает Еськов. В условиях дефицита клиенты готовы покупать автомобили при любом ценообразовании.
Согласно оценке аналитического агентства «Автостат», по итогам шести месяцев 2021 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,886 млн рублей. Это на 12,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Эксперты агентства также выяснили, что средневзвешенная цена иномарки в первом полугодии достигла 2,246 млн рублей, увеличившись на 14,4%, а отечественного автомобиля — 782 000 рублей (плюс 11,6%).
Дефицит чипов
Отдельная проблема — дефицит автомобилей. «Дилеры могли бы продать и больше. Свободные деньги у населения сейчас есть, многие не поехали в отпуска», — отмечает Еськов.
Дефицит автомобилей стал усиливаться примерно со II квартала 2021 года, и, соответственно, увеличились сроки поставок новых машин. Основная причина проблем на российском авторынке, как и на мировом, — нехватка электронных компонентов (чипов).
По данным компании BCG (Boston Consulting Group), в I квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн единиц. Сильнее всего упало производство в Европе (сюда же входит и российский рынок) — на 428 990 автомобилей. В Китае оно снизилось на 364 774 автомобиля и в Северной Америке — на 354 442. Во II квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц (больше всего в Северной Америке — 866 924, в Европе — 743 100 и в Китае — 419 600).
Результаты первого полугодия не показательны для года в целом. Если в первом полугодии машины в наличии были, во втором ситуация с их доступностью стала хуже. Это уже отразилось на продажах. В июле продажи новых автомобилей у дилеров снизились на 6,5%, в августе — на 17%, а в сентябре — на 22,6% (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). Так что по итогам 2021 года суммарная динамика автохолдингов в продажах будет замедляться, а динамика выручки, напротив, будет высокой, прогнозирует Еськов.
Согласно прогнозу АЕБ, сделанному в июне, по итогам 2021 года рынок вырастет на 9,8%. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей.
Татьяна Романова
По материалам: “Forbes”