В этом уверен Чрезвычайный и Полномочный посол Южной Осетии в России Дмитрий МЕДОЕВ
Совершенно очевидно, что именно успешное развитие национальных экономик государств — членов Таможенного союза (ТС) и формирующегося Евразийского союза (ЕврАзЭС) может обеспечить стабильное будущее для всех участников этих структур.
Акцентирую внимание на этом потому, что все, что касается развития и расширения ТС, а также конструирования ЕврАзЭС непосредственно касается экономики Южной Осетии, развития и благополучия нашего общества, укрепления политической стабильности в республике, что и должно быть закреплено результатами предстоящих выборов в парламент.
По сути, можно говорить о провозглашенном курсе на достижение качественно нового уровня интеграции для обширного геополитического пространства, в интересах безопасности народов этих стран и создания благоприятных условий для полноценного развития каждого из государств-участников.
Наша республика не просто признана Российской Федерацией, но и связана с ней многими десятками межправительственных соглашений, ратифицированных парламентами обеих государств, межведомственных соглашений, договоров о сотрудничестве со многими субъектами РФ — в первую очередь с братской республикой Северная Осетия — Алания.
С географической точки зрения Южная Осетия де-факто является неотъемлемой частью Евразийского континента, а де-юре — и евразийского экономического пространства, если иметь в виду наличие более семидесяти межправительственных соглашений, подписанных с РФ, добрая половина которых затрагивает финансово-экономические аспекты сотрудничества.
С военно-стратегической точки зрения у нас с Россией общее оборонное пространство. Российские и югоосетинские пограничники несут совместную службу по охране государственной границы Южной Осетии с Грузией.
Напомню, что Южная Осетия занимает ключевое стратегическое положение на Центральном Кавказе, весьма важное для экономического и политического будущего всего Таможенного союза, Евразийского экономического союза и кавказского региона в частности.
Предстоящее вхождение в Таможенный союз Армении ставит новые стратегические задачи, в частности, обеспечение надежного круглогодичного товарооборота между этой республикой и «ядром» ТС — Россией, Казахстаном и Белоруссией. Эта задача связана, в том числе, с необходимостью обеспечения быстрого экономического развития Армении, других Закавказских государств, а также Республики Южная Осетия и российских регионов Северного Кавказа, предоставлением для государств Евразийского экономического союза надежного сухопутного транспортного коридора в направлении Ирана, с выходом к крупным логистическим центрам региона.
Эту задачу, на мой взгляд, можно выполнить только с активным участием Азербайджана, что, несомненно, также явилось бы важным фактором безопасности на Кавказе. Это сформировало бы единую инфраструктуру Евразийского Союза и стран Южной Азии, где центральный транспортный коридор через Южную Осетию и Армению, а также коридор по берегам Черного моря и Каспия, стали бы работать согласованно, формируя общее Черноморско-Каспийское и Южноазиатское пространство экономического сотрудничества.
Одним из самых главных факторов в этом процессе представляется сохранение российского военного присутствия в странах Южного Кавказа как гаранта мира и стабильности на транскавказском направлении. Геостратегическое положение Южной Осетии открывает возможность для реализации перспективных евразийских транспортных железнодорожных и автотранспортных проектов. Наиболее перспективным из них представляется строительство через Большой Кавказский хребет железнодорожной ветки Алагир — Цхинвал протяженностью 140 километров. О необходимости реализации данного проекта неоднократно говорил и президент Южной Осетии Леонид Тибилов. Строительство этой дороги позволит Российским железным дорогам через Центральный Кавказ выйти в Закавказье самым коротким путем.
Согласно проектам, разработанным российскими государственными институтами, железная дорога из Северной Осетии в Южную Осетию пройдет в непосредственной близости от объектов Кваисинского свинцово-цинкового месторождения. Это позволит начать разработку месторождений полиметаллов, цветных металлов, а также выгодное и перспективное с экономической точки зрения завершение разведки на территории Южной Осетии месторождений нефти, начатой еще в советские времена.
Очевидно, что выход российских железных дорог на Армению приведет к развитию в этой закавказской республике всех тех отраслей экономики, для развития которых нужна надежная железнодорожная связь с Россией, промышленными районами Северного и Западного Казахстана, другими регионами ЕврАзЭС.
Отдельно следует сказать и о перспективах развития автодорожной сети в интересах государств Евразийского экономического союза. Одной из основных автомобильных магистралей региона является ТРАНСКАМ — Транскавказская автомагистраль, самая безопасная круглогодичная трасса через Большой Кавказский хребет. Она, как известно, введена в эксплуатацию в конце 1986 года. В настоящее время идет масштабная реконструкция основной штольни Рокского тоннеля с применением новых технологий укладки дорожного полотна, что позволит в перспективе значительно нарастить объем международных перевозок.
Напомню, что согласно транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, «…региональная транспортная интеграция является одной из сфер, определяющих динамику и результаты региональной экономической интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Союзного государства. Ключевым направлением региональной транспортной интеграции будет являться формирование в полном объеме транспортного союза и единого транспортного пространства».
Руководство Южной Осетии будет всемерно участвовать во всех экономических начинаниях России — нашего стратегического партнера и главного союзника. Ведь именно успешное развитие национальных экономик государств — членов ТС и ЕврАзЭС — залог стабильного и успешного будущего для всех наших народов, объединенных общими политическими и экономическими приоритетами.
Дмитрий МЕДОЕВ
Чрезвычайный и Полномочный посол Южной Осетии в России
(по материалам выступлений на общественно-политических мероприятиях)