В России на фоне волны отравлений суррогатным алкоголем началась очередная масштабная кампания по борьбе с бутлегерами. Всё это происходит в условиях стагнации продаж официального алкоголя, где крепкие напитки и вовсе показывают отрицательную динамику
Пока полиция совместно с надзорными органами проводит рейды, выявляет подпольных производителей и продавцов, люди продолжают гибнуть. «Октагон.Урал» разбирался в причинах популярности суррогата и выяснял, какие есть варианты решения проблемы.
Когда этанол бутлегеры заменяют метанолом, то происходят массовые отравления и гибель людей. Попадая в организм, метанол нарушает процессы обмена веществ, вызывает неврологические проблемы, слепоту, а при употреблении порядка 30 миллилитров приводит к летальным исходам.
Последняя волна смертельных отравлений прокатилась по регионам Урала и Центрального федерального округа в сентябре – октябре текущего года. В Оренбургской области было выявлено 64 пострадавших, из которых 32 человека погибли. Меньшее количество погибших было зафиксировано в Курганской области, где умерло три человека, а всего отравилось шесть человек.
А вот в Свердловской области, где точка с подпольным алкоголем была найдена на одном из рыночных комплексов Чкаловского района Екатеринбурга – рядом с крупным спальным районом города, количество погибших от отравления суррогатом, как писал «Октагон.Урал», уже составляет 30 человек.
На днях похожий случай произошёл в Москве, где от отравления поддельным коньяком погиб жених и пострадали его гости. Молодожёны приобрели коньяк через знакомых якобы с завода, напиток оказался поддельным.
По данным фактам уже возбуждён ряд уголовных дел, а в Свердловской области арестованы несколько бутлегеров. Сейчас силовики проводят рейды и только в Свердловской области уже изъяли порядка 20 тонн суррогатного алкоголя. В ситуацию вмешался глава СКР Александр Бастрыкин, который взял на личный контроль все уголовные дела и поручил сотрудникам ГСУ СКР проанализировать все случаи отравления суррогатным алкоголем, выявить причины и предложить меры для профилактики таких происшествий.
Пандемия, повторяющиеся локдауны и рост дистанционных форматов работы в прошлом году благоприятно отразились на росте алкогольного рынка. Сначала объёмы продаж росли во всех сегментах алкоголя от водки и вин до слабоалкогольных напитков, но в 2021 году восходящий тренд сменился на стагнирующий.
Как пояснили «Октагон.Урал» аналитики информационного портала алкогольного рынка Alcomarket.info, с января по сентябрь объём розничной продажи алкогольной продукции (без пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) в январе – сентябре 2021 года составил 151,7 млн декалитров (98,1 процента от аналогичного периода прошлого года). Наибольшее падение произошло в сегментах вина и водки (было продано 39,2 млн декалитров и 52,4 млн декалитров соответственно, что составило чуть более 97 процентов от итогов трёх кварталов 2020 года).
При этом, уверены участники рынка, потребление алкоголя населением не снизилось, а напротив, растёт.
Только пить россияне больше стали не традиционные для себя крепкие напитки (официальную водку), а либо слабоалкогольную продукцию, либо продукцию собственного изготовления.
– На снижение продаж, например водки, влияют снижение покупательской способности населения, переход на продукцию собственного изготовления [самогон] и общая мировая тенденция по снижению спроса на крепкие напитки, – поясняют аналитики Alcomarket.info.
Отразился на алкогольном рынке и, казалось бы, далёкий от него медицинский рынок. На фоне пандемии резко возрос спрос на антисептические препараты, а это потребовало роста производства опасного для человека метанола. Согласно официальным данным, к 2030 году в России в пять раз вырастет суммарная мощность предприятий по производству метилового спирта. Планируется реализация десятка с лишним проектов с общим объёмом производства более 19 млн тонн.
Метанол используется в промышленности для производства каучука, пластика, топлива, красок, реагентов для дорог и даже для деревообрабатывающей отрасли, он нужен для производства смол, которые используются для изготовления ДСП и фанеры.
В фармакологии метиловый спирт используется для производства антисептиков и консервантов.
Несмотря на строгий запрет использования метанола в пищевой промышленности, его легче и дешевле купить, нежели так называемый винный спирт – этанол. Последний как раз используется для приготовления домашних настоек и должен использоваться для производства алкогольной продукции. В результате появляется суррогатный алкоголь, доля которого, по оценкам аналитиков Alcomarket.info, сейчас составляет до 20 процентов от общего рынка спиртных напитков.
Как поясняют опрошенные «Октагон.Урал» эксперты, борьба с контрафактным алкоголем ведётся уже давно и её пики часто приходятся на время экономических кризисов.
– Сейчас на рынке видны разнонаправленные тренды – рост потребления алкоголя среди населения растёт, а его продажи снижаются. Связано это зачастую с ростом стоимости цен и общим снижением платёжеспособности населения. Решить проблему суррогатного алкоголя пока не удалось, несмотря на долгую борьбу. Мне кажется, здесь может помочь оперативная работа правоохранительных органов, которые внедряли бы своих агентов к производителям поддельного алкоголя. Ведь сейчас качество поддельного алкоголя очень высокое в плане воспроизведения тары. Кроме того, можно работать и с населением, объясняя вред от подобных напитков. Но пока у нас почему-то массово идёт борьба с табакокурением, пояснил аналитик «Финам» Алексей Коренев.
Одно из действенных решений проблемы отравления метиловым спиртом недавно предложил глава «Национального союза защиты прав потребителей» Павел Шапкин.
Союз разработал проект поправок в федеральное законодательство, где прописал требования об обязательной денатурации спиртосодержащей непищевой продукции из изопропилового (тоже токсичный для человека спирт, часто встречающийся в суррогатном алкоголе) и метилового спиртов.
«Это обеспечит явную органолептическую идентификацию такой спиртосодержащей непищевой продукции и исключит возможность её употребления в пищу. Для денатурации достаточно использовать сверхгорькое вещество диатониум бензоат (битрекс) в небольшой концентрации 0,0015 процента массы. Обязательная денатурация не приведёт к заметному удорожанию продукции, изготовленной на их основе, но позволит исключить их употребление и сохранить тысячи жизней», – отмечалось в предложении союза.
Впрочем, Минпромторг РФ уже уведомил разработчиков, что не может пойти на денатурацию опасных для человека спиртов из-за их широкого применения в фармакологии и промышленности.
Высокая чистота метанола необходима в таких отраслях промышленности, как фармацевтическая, микробиологическая, органический синтез.
Добавление в метанол посторонних добавок приведёт к потере товарных свойств и невозможности использовать его в большинстве технологических процессов. Согласно ГОСТам и иностранным стандартам, чистота спиртов должна быть максимальной, что допускает наличие любых примесей. Если денатурация будет введена, то российские производители могут утратить рынки сбыта и прекратить экспорт метанола – а это более 1,5 млн тонн в год.
Действенное решение для потребителей пока предложили в Росалкогольрегулировании – там напомнили потребителям не приобретать алкоголь в пластиковой и немаркированной таре, а также пользоваться мобильным приложением «Антиконтрафакт Алко», где можно проверить, легально ли в данной торговой точке продаётся алкоголь и имеются ли данные на алкоголь в системе ЕГАИС.
Игорь Лесовских
По материалам: “Октагон”