В Свердловской области стартовала вторая волна введения QR-кодов, затронувшая торговые центры, заведения общепита, кинотеатры и спортивные объекты
У представителей бизнеса требование проверять коды по-прежнему вызывает вопросы: поток клиентов снизился, а арендную плату за помещения в ТЦ магазинам пока никто снижать не собирается. Конфликтные ситуации в первые выходные в новых условиях оказались нередки, но на деле ограничительные меры оставляют множество лазеек для посетителей попавших под ограничения мест.
С 30 октября в Свердловской области QR-коды и справки о вакцинации начали проверять у совершеннолетних посетителей кинотеатров, театров, спортивных объектов и фитнес-клубов, торговых центров, заведений общепита и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Посетить указанные места могут также предъявившие заверенный лечащим врачом и руководителем медорганизации документ, подтверждающий наличие противопоказаний к вакцинации, и результат ПЦР-теста, проведённого не позднее чем за 72 часа до визита.
В департаменте информполитики Свердловской области по итогам первого дня ограничений отчитались о результатах проверок, которые провели в торгово-развлекательных центрах сотрудники регионального министерства АПК. По их словам, в первую очередь контрольные группы должны были не штрафовать, а «помочь торговым центрам наладить систему».
«Мы очень благодарны нашим покупателям уже сейчас, потому что мы видим, что люди реагируют очень адекватно. Некоторые сразу заходят с QR-кодом и документами – их даже не приходится просить. Что касается сотрудников, то 95 процентов из них имеют QR-код, подтверждающий вакцинацию против коронавируса, у остальных есть справка-медотвод», – сказала директор по развитию торгового и делового центра «Европа» Мария Самойлина.
На деле, разумеется, первый день ограничений прошёл не так гладко, как хотелось бы.
Торговые центры
С утра у зданий торговых центров начали скапливаться очереди как из посетителей, так и из желающих вакцинироваться. Люди толпились у входов в Veer Mall на Эльмаше, в ТЦ «Кит», «Глобус», «Парк Хаус», «Дирижабль», «Радуга Парк» и другие. Охрана некоторых торговых центров проверяла документы на улице, в других проверка производилась в накопителях внутри зданий.
В большинстве ТЦ организовали отдельный вход в продовольственные супермаркеты. В «Ашан» на территории «Меги» пропускали отдельно, не требуя документов, но, чтобы выйти из зоны супермаркета в основные помещения ТЦ, приходилось предъявлять QR-код. В службе безопасности торговых центров говорили, что в первый день посетители нервные, но в целом конфликтных ситуаций возникает немного.
– Мы ждали, что это будет. Многие не знали [о введении QR-кодов] именно с 30 октября, – сообщил сотрудник службы безопасности «Меги».
Обстановка накалялась в основном в тех случаях, когда людям не удавалось попасть в порой единственные на несколько кварталов крупные супермаркеты. В частности, в «Мегамарте» на Луначарского, 205, сотрудники считывали коды и проверяли справки сразу на входе в здание, аргументируя это тем, что супермаркет находится в торговом центре – на третьем этаже располагается магазин бытовой техники RBT. Контролёры признали: отсеивают около 50 процентов посетителей.
Конфликт произошёл, когда в магазин пришла пожилая женщина, не согласная с позицией администрации «Мегамарта». Она настаивала на том, что в продовольственные магазины должны пускать без проверки медицинских документов.
– У нас открытый холодильник, мы из сада приехали. У меня карта «Мегамарта», скидка большая, не пойду я ни в какой «Кировский». Какой QR-код в 81 год? Я не могу сидеть дома, у меня холодильник пустой, – возмущалась женщина.
Пришедшая по её требованию директор магазина пояснила, что беспрепятственный доступ в супермаркет не удалось обеспечить из-за архитектурной особенности здания.
– В «Мегамарт» входа отдельного нет – единственный вход, единственный траволатор, – уточнила она. – На втором этаже находится более восьми точек, и сделать коридор в продовольственный магазин не удаётся. Мы думали, но не смогли ничего придумать, и пришлось выполнять указ губернатора таких путём.
Также негодование клиентов вызывала необходимость предъявлять вместе с медотводом результат свежего ПЦР-теста. Например, две посетительницы «Меги», у одной из которых был медотвод, но не было теста, поспорили с проверяющими на входе.
– Это я каждые три дня должна сдавать ПЦР. Это нереально жить. А медотвод у меня по серьёзному заболеванию, никогда нельзя делать прививку. А тест – это ещё и деньги, 670 рублей минимум, – жалуется одна из них.
Документы, удостоверяющие личность, или хотя бы их фото требовали в большинстве случаев. На замечание по поводу того, что администрация ТЦ не имеет права требовать такие документы, сотрудник службы безопасности «Меги» ответил: требует не администрация, а указ губернатора.
В «Гринвиче» всё оказалось не так строго. Когда в пунктах контроля начинают скапливаться очереди, паспорт проверять перестают – спрашивают дату рождения, которая отображается при считывании кода. На некоторых входах пропускают без особых проверок, в справки почти не смотрят. Например, в одном из пунктов пропустили компанию ребят, пришедших на вакцинацию, несмотря на то, что зайти они должны были с отдельного входа.
Возникают ситуации, когда посетители пытаются пройти по чужим или поддельным кодам.
Например, в «Леруа Мерлен» пробовал попасть «участник гонок 1947 года» – скачал соответствующий код из сети. Однако в таком случае, говорят собеседники «Октагон.Урал», граждан разворачивают.
Торговля
Снижение количества посетителей бросалось в глаза. Больше остальных от ограничений пострадали маленькие бутики и островки в крупных торговых центрах, которые раньше были нацелены на высокую проходимость.
– У меня сегодня вы первые, кто орехи покупает. Сидим ждём клиентов, а все, кто приходит в ТЦ и может за кордон прорваться, идут в «Мегамарт». Аренду нам не обещали снижать, поэтому сейчас неделю поживём и посмотрим. Если ограничения продолжат, то придётся досрочно контракт разрывать, – рассказала корреспонденту издания владелица островка с сухофруктами и орехами в ТРЦ «Академический».
Владельцы бутиков внутри ТРЦ недовольны тем, что обязаны повторно проверять клиентов на входе.
– Это очень странно выглядит. Сначала посетителей на входе досматривает целая группа волонтёров и охранников, а затем мы должны то же самое делать. Конечно, мало кому это нравится, – заявил продавец одного из бутиков с одеждой.
Рады отсутствию покупателей только в «Мегамарте», где, как говорят сотрудники, накануне введения ограничений были толпы.
– Я вчера работала в последние четыре часа и даже кассу не могла закрыть – народ просто толпами валил. И самое главное, закупались все впрок – у каждого средний чек был в районе 4–7 тысяч рублей, хотя обычно он гораздо меньше. Я вчера наработалась как за неделю. Зато сейчас свободно дышится – людей очень мало, – поделилась своими наблюдениями одна из сотрудниц магазина.
В торговом зале супермаркета, действительно, для субботы крайне мало покупателей: весы в отделе овощей свободны, очередей на кассах нет.
Среди посетителей преобладают люди пожилого возраста и молодёжь. Корреспондент «Октагон.Урал» даже заметил молодую мать – до недавних пор гражданам из этой категории было запрещено вакцинироваться.
– Дело в том, что мы переболели, и поэтому без проблем ходим в магазины. А вот у меня знакомые не смогли попасть – она кормящая мама и не захотела ставить прививку, – пояснила покупательница.
Легче всего адаптироваться к новым условиям удалось небольшим непродовольственным магазинам в спальных районах. На дверях многих из них появились плакаты с информацией о необходимости предъявлять QR-код, а также о максимальном количестве посетителей, которые могут попасть в зал.
– Сегодня ещё не так много посетителей, но многие с пониманием относятся к новым требованиям, хотя не все знают, что для кода можно скачать отдельное приложение «СТОП Коронавирус». Не исключаю, что ограничения скажутся на выручке, но зато вчера был большой ажиотаж – все понимали, что без кода не смогут попасть в магазин, и закупились обувью накануне ограничений, – рассказал изданию сотрудник одного из екатеринбургских магазинов «Юничел».
Некоторые предприниматели в неофициальных беседах рассказывают, что намерены не пускать покупателей даже в ущерб прибыли из-за массовых проверок и суровых штрафов.
– Нашу точку проверяют как минимум раз в месяц, и это всегда происходит по-разному. Иногда приходят аудиторы в штатском, а в последний раз и вовсе целая группа пришла в сопровождении автоматчиков – они тогда масочный режим проверяли, – поделился на условиях анонимности владелец одного из небольших магазинов в Академическом районе.
Другие просто разбавили ассортимент товарами первой необходимости. Так поступил магазин кальянов в одном из спальных районов города. Теперь там, помимо табака, можно приобрести, например, туалетную бумагу. К подобным уловкам магазины прибегали во время первого всероссийского локдауна.
Есть и те, кто просто проигнорировал требования. Один из магазинов комплектующих и аксессуаров для техники требовать QR-коды и справки не стал. Благодаря этому, отмечают сотрудники, к ним пришли посетители, которых не пустили в крупные магазины.
Сфера услуг и культуры
Представители сферы услуг, попавшие под ограничения, отмечают: хорошо, что в регионе не ввели локдаун, а выбрали меньшее из двух зол. Однако и к QR-кодам возникло немало вопросов.
– Если клиенту, у которого нет QR-кода, откажут в салоне, он найдёт где сделать маникюр или подкрасить седые корни в менее подходящих условиях, – рассуждает представитель Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты в Екатеринбурге Юлия Силина.
«У нас 80 процентов компаний – в тени, самозанятые. На них ограничения не распространяются. Мы не очень понимаем, почему только 20 процентов наших предприятий должны выполнять эти требования». – Юлия Силина, представитель Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты в Екатеринбурге.
По её прогнозу, посещаемость легальных салонов с введением ограничений может снизиться на 40 процентов. Кроме того, требовать удостоверяющие личность документы, например, в салоне красоты, с посетителей не имеют права, отмечает Силина:
– Человек пришёл, показал [QR-код]. Если у нас есть сомнения, можем задать вопрос. Юридически мы не имеем права требовать документы, всё будет зависеть от воли и желания клиента показать их нам. Если клиент откажется, мы всё равно обязаны его принять – по закону о защите прав потребителей мы не имеем права отказать, – но предупредив, что он в случае чего ответственность берёт на себя.
Сотрудники уральских театров оказались более категоричны.
Например, ранее представители Театра музыкальной комедии в своём аккаунте в Instagram указали, что на входе посетителям вместе со справками и QR-кодами придётся предъявить паспорт – ксерокопия не подойдёт. Несовершеннолетним также придётся показать паспорт, чтобы подтвердить возраст и право прохода без кодов и справок.
Оперный театр на официальном сайте ссылается на аналогичные требования. А «Коляда-Театр», например, анонсировал «вход в театр, как обычно».
«Не надо нам никаких ваших справок. Приходите в театр. Не дайте нам погибнуть». – Николай Коляда, директор «Коляда-Театра».
Обсуждать введённые меры по телефону сотрудник учреждения не захотел, но ответил, что при наличии билетов зрителей, скорее всего, пустят и без QR-кодов. Некоторые представители отраслей, попавших под ограничения, признаются, что вводят проверки «для галочки», оставляя возможность впускать всех желающих с чёрного входа.
Анна Лапина, Игорь Лесовских
По материалам: “Октагон”