Комментарий к визиту российского Президента на съезд РСПП.
Оперативные сводки с украинского «фронта» отодвинули на периферию общественного внимания очередной съезд РСПП, на котором присутствовали практически все российские олигархи и даже сам российский президент Владимир Путин.
О повестке дня съезда «профсоюза « капиталистов» лаконично, хоть и иронично, написал экономист Никита Кричевский:
«Крым, занятость и деофшоризация — три ключевые темы собрания сибаритствующих сограждан, кажется, наизусть знающих все «налоговые» статьи Уголовного кодекса. По Крыму господа желали гарантий сохранности еще не сделанных инвестиций. В занятости «бизнес-элита» алкала сокращения рабочего времени (и, соответственно, оплаты), а также перевода занятых на другие специальности без согласия «рабсилы». Деофшоризацию «социально ответственные» предприниматели для виду встретили в штыки, прошипев в кулуарах, что после ужесточения законодательства «бизнес из офшоров уже не вернется». Но то на словах. На деле олигархов в офшорах уже нет». http://www.mk.ru/economics/article/2014/03/24/1003001-taynyie-itogi-sezda-rossiyskih-oligarhov.html
Об истинном отношении богатейших граждан России к ее острейшим социальным и экономическим проблемам можно судить по нарастанию оттока капитала из страны.
Президент Путин не может этого не знать. И он не скрывал своего презрительного отношения к собравшимся:
«..Тут есть любимые вами наши либеральные экономисты (вот они здесь широко представлены и сидят среди вас)». И еще характерная цитата : «Я редко заглядываю туда, где вы, видимо, живете, — в этот Интернет».
Путин ушел на этот раз от своих знаменитых жестких афоризмов типа «мочить в сортире» и свое, мягко выражаясь, неуважение к лишенным социальной ответственности толстосумам высказал в форме тонкой и достаточно косвенной иронии.
Но этого было вполне достаточно, чтобы атмосфера самодовольства быстро рассеялась и сменилась тревожным ожиданием. Тем более что совсем недавно Минфин подготовил законопроект, согласно которому российские юридические лица и граждане, владельцы иностранного бизнеса в оффшорах, будут обязаны уведомлять налоговые органы об этом и платить налоги даже если их доля составляет всего один процент.
Однако, Никита Кричевский считает, что схема вывода капиталов в оффшоры и «ввода» их через благопристойные европейские страны не изменится. А значит, игра в полицейских и воров будет продолжена, олигархи по-прежнему будут изощряться в «оптимизации» налоговых схем, а российская власть – иронизировать над ними и изыскивать способы пробудить в этих своекорыстных стяжателях социальную ответственность.
Что касается проблем занятости, то позицию олигархов озвучил руководитель Череповецкой «Северстали»: «переводить работников без их согласия на сокращенную рабочую неделю или менее затратные специальности, поскольку денежек на оплату труда хозяевам якобы стало не хватать», – иронизирует Кричевский.
Проблема олигархических структур и крупнейших госкорпораций (в их трактовке) состоит в том, что они якобы задолжали своим иностранным партнерам громадные суммы денег. «…Только «Северсталь» и «Газпром» задолжали своим как бы иностранным партнерам почти $50 млрд. А это ни много ни мало около 12% всей корпоративной внешней задолженности страны (на 1 октября 2013 г. — $427 млрд), ужасающими масштабами которой, как и перманентным ухудшением инвестиционного климата, нас привычно пугают упомянутые Путиным «любимые либеральные экономисты».
Но весь «цимес» этой гигантской задолженности состоит в том, что должники должны сами себе. Вот, например, «Газпром». 65 процентов аналогичной кредиторской задолженности газового монополиста приходятся всего на две фирмы, «случайно» оказавшиеся в льготных оазисах: люксембургскую «Газ Капитал» СА (995 млрд руб.) и нидерландскую Gazprom Sakhalin Holdings B.V. (348 млрд руб.). Причем последняя на 97% принадлежала самому «Газпрому». Примерно такая же картина, как считают многие эксперты, и в случае с «Северсталью».
Никита Кричевский считает, что если поскрести по корпоративным сусекам, то размер внешнего долга реального сектора российской экономики можно снизить чуть ли не на 80 процентов.
Олигархи давят на правительство и в других отраслях. И с той же степенью «социальной ответственности». Алюминиевый король Дерипаска просто-таки шантажирует власть остановкой своих предприятий, если ему не предоставят право свободно распоряжаться энергией на принадлежащих же ему ГЭС. Минэнерго подготовило соответствующие предложения, которые состоят в том, чтобы уже с апреля разрешить реализовывать 50% мощности на свободном рынке, по цене, не привязанной к тарифу. С 2016 г. по регулируемым ценам будет отпускаться уже только 20% мощности.
Что из этого выйдет? А что бывает вслед за увеличением цен на электроэнергию? Правильно- общий подъем цен во всей экономике и всплеск инфляции. И то, что вслед за этим алюминиевые барышники снова придут с прошением об еще большей свободе – сомневаться не приходится.
Экономист Владислав Жуковский видит причину кризисного положения алюминиевой и других отраслей в следующем:
«Десятки лет олигархи снимали сливки, проедали ренту, вывозили капитал в офшорные юрисдикции. Когда наступили сложные времена, оказалось, что никто не занимался производством: не внедрялись ресурсо-, трудо- и энергосберегающие технологии, не повышались нормы капиталоемкости производства, не появилось новых станков и технологий. В итоге, когда ценовая конъюнктура ухудшается, издержки начинают расти, а предельный доход – сокращаться. Сырьевые олигархи вновь выстраиваются за помощью к государству. За последние пару лет цены на основные металлы: никель, медь, алюминий, и даже золото упали на 30-45% и продолжают перманентно снижаться. Поэтому ситуация для металлургической отрасли крайне тяжелая. Средние расходы в отрасли достигают официально 60%, неофициально 80%. По большому счету все производственные фонды морально и физически устарели, они абсолютно неконкурентоспособны при цене алюминия до $2200, а на сегодняшний день цена на алюминий $1800».
Выход из тупика только один – национализация. Постоянный автор «НВ» экономист Игорь Лавровский предложил компромиссную меру, которая может оказаться на его взгляд эффективной – частичный выкуп государством акций ключевых предприятий, что может в принципе привлечь иностранные инвестиции под государственные гарантии. Но зададимся вопросом – а какие-такие инвестиции пойдут в Россию? Не из тех ли люксембургских налоговых оазисов? Так это будут снова наши «любимые» олигархи! Полумеры совершенно ничего не изменят. Олигархический механизм хозяйствования себя не оправдал, да и не мог оправдать. Известный экономист Валентин Касатонов отмечает, что сама идея приватизации таких стратегических отраслей, как алюминиевая, была ошибочной.
Ну что ж, ошибки нужно исправлять, и чем быстрее, тем лучше. Как это будет сделано, решать правительству и Президенту. Есть еще и политическая составляющая императива грядущей национализации. Финансирование рядом олигархов «болотных» революций ни для кого не секрет. Если до украинского кризиса российская власть мирилась с этим, то сейчас продолжать закрывать на это глаза было бы просто глупо. Олигархи ведут настоящую и давно уже не тайную войну против российской власти. Национальные интересы им абсолютно чужды и дальнейшее заигрывание с ними чревато украинизацией российского социума. Апофеоз олигархического управления экономикой – это нынешняя Украина. Но вряд ли россияне мечтают о такой жизни.
Чтобы принять непростые, но жизненно необходимые меры в экономике, власть должна иметь твердую социальную опору. Что касается широких масс российского населения, то они после Крымской победы безоговорочно поддержат любые разумные шаги Президента. Необходима еще поддержка силовых структур, а с этим все гораздо сложней. Российские силовики в последнее время увлечены такой междоусобной враждой, что волей-неволей вспоминаются подвиги Геракла, который, как известно, очистил «авгиевы конюшни».
Как я уже говорил, Владимир Путин обсуждал с олигархами еще и крымский вопрос. И, на мой взгляд, зря. Будет то же самое, что и с финансированием олимпийских строек. Сколько можно наступать на одни и те же олигархические грабли? Поднять экономику Крыма можно будет с применением совершенно других механизмов, рассказывать о которых еще не время.
Владимир Путин пока что побеждает во внешней политике. Но если не начать коренное переустройство внутренней российской жизни, и прежде всего экономики, эти победы могут оказаться «пирровыми».
Владимир ПРОХВАТИЛОВ