«Яндекс» и Ozon подались в банкиры

Зачем ИТ-гиганты все активнее вкладываются в финансовый рынок

 

За последние три месяца российские маркетплейсы «Яндекс» и Ozon существенно нарастили капиталы своих банков. За это время у Озон-банка он вырос вдвое, а у Яндекс-банка — в 1,6 раза. В перспективе они могут войти в топ-100 крупнейших кредитных организаций России по этому показателю. Как IT-гиганты выходят на банковский рынок и зачем им «карманное казначейство» — в материале журнала «Компания».

Успехи и перспективы 

За последние три месяца, к 1 ноября, капитал Яндекс-банка увеличился до 1,64 млрд рублей, а Озон-банка — до 0,78 миллиарда рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчетности компаний. Маркетплейсы не раскрывают, до какого уровня они будут наращивать капитал и какие задачи ставятся перед банками в ближайшее время.

В «Яндексе» лишь уточнили, что докапитализация рассчитана на рост бизнеса. Сейчас активы Яндекс-банка составляют примерно 2 млрд рублей, а у Озон-банка — приближаются к миллиарду, пишет «Коммерсант».

В перспективе Яндекс-банк может нарастить активы до 12–14 млрд рублей, а Озон-банк — до 6–7 млрд рублей, считает директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Антон Лопатин. Если учитывать возможную выдачу кредитов на сумму, сопоставимую с такими активами, банки маркетплейсов могут войти в число 65–75 крупнейших в России по этому показателю, говорит аналитик.

Эксперты считают, что «Яндекс» и Ozon начнут развивать банковский бизнес с менее рискованных сегментов — например, с рассрочки. У маркетплейсов большой поток клиентов, которые в том числе хотят покупать товары в кредит. В частности, «Яндекс» в дальнейшем может зайти и на рынок автокредитования, отмечает гендиректор сервиса подписки «Огонь» Владимир Начев. Сейчас клиенты сервиса IT-гиганта «Авто.ру» кредитуются в «Тинькофф».

В случае с Ozon компании было бы целесообразно развивать рассрочку на дебетовых картах маркетплейса. Их число уже превысило 1,5 млн штук.

Битва экосистем 

Ozon вышел на банковский рынок в мае 2021 года после покупки Оней-банка. Сумма сделки составила 615 млн рублей. «Яндекс» же приобрел банк «Акрополь» в середине июля за 1,1 млрд рублей. Он начал развивать финансовый сервис еще несколько лет назад благодаря проекту «Яндекс.Деньги». Компания развивала его совместно со Сбербанком. Однако после разрыва партнерства сервис остался у «Сбера».

«Не думаю, что “Яндекс” и Ozon будут развивать другие виды кредитования, помимо рассрочки. Возможно, потребительское — это им по силам, особенно “Яндексу”. В успех Ozon я не очень верю, слишком уж на тесный рынок он лезет», — говорит в разговоре с журналом «Компания» эксперт по финансовым рынкам ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский.

Аналитик отмечает, что у Ozon есть своя площадка и агрессивная стратегия наращивания продаж, но пока компания убыточна, продолжает он. «Как долго инвесторы могут оплачивать подобного рода стратегию развития, неясно, шиковать сейчас нельзя. Между “Яндексом” и Ozon я бы поставил на первого», — отметил он.

Ozon в этом плане отстает от тренда, соглашается экономист Никита Кричевский. Он долгое время позиционировал себя только как маркетплейс, а в последнее время начал экспансию в смежные сервисы. «В этих сферах «Яндекс» уже давно чувствуют себя уверенно. А Ozon нужно заманивать потребителя более “сладкими” условиями сотрудничества», — добавил он.

«Пройдет лет пять, и вы не отличите “Сбер” от “Яндекса”» 

Маркетплейсам нужны финансовые подразделения, чтобы контролировать большие денежные потоки из общего центра, говорит Кричевский. «В “Яндексе” и в меньшей степени в Ozon ежедневно крутятся десятки, если не сотни миллиардов рублей. Создать собственный эмиссионный расчетный центр для таких огромных финансовых потоков, что называется, сам Бог велел», — объясняет эксперт. Крайним риском в этой ситуации он называет проблему контроля и ответственности за грамотной финансовой политикой.

«Чтобы не получилось так, что на определенном этапе банки вылезут из нормативов ЦБ и придется заниматься финансовым оздоровлением или отзывом лицензии. А само по себе это движение оправданное и логичное», — считает Кричевский.

С ним соглашается и Голубовский: выход на финансовый рынок и создание своего «карманного казначейства» — это магистральный тренд развития любого маркетплейса. «Яндекс» — это экосистема, услугами которой пользуется большое количество людей, поэтому у компании есть все возможности, чтобы анализировать потребителя и его цифровой след, отмечает он.

«Достаточно знать, какие транзакции вы совершаете в сервисах ежедневно, чтобы составить ваш кредитный профиль. Это позволит IT-гиганту в том числе прогнозировать риски при потребительском кредитовании. Поэтому я уверен, что финансовые подразделения таких компаний будут развиваться», — отмечает аналитик.

В дальнейшем конкуренцию на этом рынке может составить и МТС, добавляет он. Сотовый оператор имеет свой банк — у него есть прямой доступ к смартфонам россиян. В отличие от «Сбера» и «Тинькофф», которые тоже стали выпускать сим-карты, у МТС имеется инфраструктура, отмечает Голубовский.

В то же время существует и обратный тренд — крупные банки с хорошими финтех-подразделениями обрастают новыми сервисами и стремятся создать экосистемы. «”Яндекс” идет от маркетплейса к банку, а “Сбер” — наоборот. В итоге получается замкнутая экосистема, которая, помимо банковских услуг, включает в себя еще много всего. Экосистема, которая направлена на предоставление рядовому потребителю как можно больше услуг. Причем услуг выгодных», — говорит Кричевский.

В этом смысле Сбербанк остается лидером отрасли, считает Голубовский. «ВТБ там и рядом не стоял с ним, какая бы дивидендная доходность ни была. Пройдет лет пять, и вы не отличите “Сбер” от “Яндекса”. Просто одни будут зеленые, а другие — желтые», — добавляет Голубовский.

Ануш Алексанян, Надежда Пигасова

По материалам: “Компания”

Ранее

Дед Мороз рассказал, чего просят современные взрослые и дети

Далее

«Мамочка» уходит

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru