Топливный рынок Дальнего Востока заманивает новых игроков

Несколько лет в регионах Дальнего Востока (ДФО) с приходом зимнего сезона удивляются ценам на бензин. Шокирующими их называют даже главы регионов, такое заявление сделал глава Камчатки Владимир Солодов

В этом году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вместе с Минэнерго придумали, как сдержать рост цен в регионе – через субсидирование транспортировки горючего (4 тыс. рублей за одну тонну). Программа должна улучшить ситуацию со снабжением ДФО бензином, авиакеросином и дизтопливом, а также сдержать рост цен для конечных потребителей. Значит ли это, что на топливный рынок Дальнего Востока заманивают новых игроков извне, и есть ли вероятность, что цены на горючее перестанут рваться вверх, разбирался «Октагон.Восток».

Цель программы субсидирования – создание выгодных условий для нефтеперерабатывающих заводов, работающих за пределами региона, и как итог – снижение оптовой цены на топливо внутри региона. Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян сообщил, что проект постановления внесён в Правительство РФ, его принятие позволит снизить стоимость моторного топлива соразмерно величине предоставляемой субсидии, а именно на 4 тыс. рублей за тонну.

О необходимости разработать постановление о субсидии железнодорожных перевозок топлива на Дальний Восток заговорили ещё три года назад, однако проблемой стало финансирование, рассказал «Октагон.Восток» президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

Субсидирование железнодорожных перевозок ДФО ждёт с 2019 года. Всё стопорится на вопросе «откуда взять деньги». Фото: Сергей Портер/Ведомости/ТАСС

– В Хабаровске есть свой нефтеперерабатывающий завод. Но топливо с других заводов на Дальний Восток всегда завозили, так как мощностей местных НПЗ не хватало для закрытия потребностей ДФО. К сожалению, тарифы росли быстрее, чем цены, поэтому на сегодняшний день оптовые цены не соответствуют розничным, а в ряде других регионов оптовые цены чуть ниже, чем розничные. Поэтому в 2019 году на тот момент вице-премьер Юрий Борисов поручил разработать постановление Правительства РФ о субсидии железнодорожных перевозок топлива. Прошло почти три года, постановления не было, потому что основной вопрос – откуда взять деньги, Минфин сопротивляется, – говорит Аркуша.

По словам главы РТС, субсидирование транспортировки топлива даст экономический стимул для поставок горючего из других регионов – Омска, Ачинска, Ангарска. Однако эксперт сомневается, что в результате снизится цена для конечного потребителя.

«На Дальнем Востоке оптовые цены выше, чем розничные, покупаете дорого, а продаёте дёшево, это не укладывается в голове, но на Дальнем Востоке именно так». –  Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза.

– Чтобы снизить оптовые цены и хотя бы их привести в соответствие с розничными, эта субсидия должна работать. Поэтому я думаю, что цена не снизится для конечного потребителя. К сожалению, нет факторов, которые могут снизить розничные цены. Стоит задача, чтобы они росли в пределах инфляции, вот эта задача и выполняется, – говорит глава РТС.

Хабаровские автолюбители отнеслись к новости о возможном сдерживании цены скептически. По мнению водителей, они как конечные потребители не почувствуют какого-то изменения и считают, что субсидия слишком маленькая, чтобы хотя бы на рубль снизить стоимость.

– Даже мне, простому обывателю, понятно, что по итогу мы в Хабаровске всё равно не увидим понижения цены на бензин или чтоб она хотя бы перестала расти чуть ли не каждый день. Если эта субсидия, например, привлечёт даже новых игроков на наш рынок, то с чего бы им ставить цену ниже, чем у наших ННК и Роснефти? Эта субсидия будет прогорать на той же перевозке. Наш регион находится дальше всех от других частей России, чтобы привезти что-то, надо не хило потратиться сначала. Тогда какая им выгода? – прокомментировал хабаровчанин Артём. – Что касается цен на бензин – они просто дикие.

Сейчас в Хабаровском крае работает два крупных нефтеперерабатывающих завода – в краевой столице и в Комсомольске-на-Амуре. На утро 3 декабря в Хабаровске на заправках «ННК» стоимость бензина марки АИ-98 составляла 53,64 рубля, АИ-95 – 50,44, АИ-92 – 49,48, а дизельного топлива – 56,19 рубля за литр. К сравнению, в феврале этого года, после бензинового кризиса и резкого скачка цен на топливо, 95-й бензин стоил на 2,5 рубля дешевле.

Хабаровские автолюбители не верят, что ситуация с ростом цен на бензин изменится. Фото: Денис Дмитриев/ТАСС

Сенатора от Хабаровского края Сергея Безденежных заинтересовал вопрос дороговизны дизельного топлива. Он подчеркнул, что ему не понятно, почему в ДФО дизтопливо стоит дороже, чем бензин, однако прямого и чёткого ответа на него от антимонопольщиков он не получил.

– К нам приезжал в Совет Федерации глава ФАС, я ему задал вопрос, почему в Европе цена на дизельное топливо дешевле, чем на бензин, в Москве дешевле, на ближайших к Москве территориях аналогично, ближе к Дальнему Востоку когда подъезжаешь, цена начинает сравниваться, а на самом Дальнем Востоке цена на дизельное топливо выше, ориентировочно на пять рублей, чем цена на бензин. Хотя все фуры у нас, которые возят продукты в магазины, доставками занимаются, они все работают на дизельном топливе, – рассказал корреспонденту «Октагон.Восток» Сергей Безденежных.

Сенатор подчеркнул, что такая ситуация заставляет предпринимателей, которые возят продукты и товары в регион, делать наценку, потому что везти на фурах, заправленных в основном дизтопливом, – дорого.

– На территории Хабаровского края два нефтеперерабатывающего завода, в Комсомольске-на-Амуре – это Роснефть, а в Хабаровске принадлежит «Альянсу». В принципе, всё рядом, трасса рядом, но цена почему-то на три-пять рублей выше. Почему такой перекос по цене именно на дизтопливо, мне не совсем понятно, поэтому я этот вопрос и задал.

Евгений Аркуша сообщил, что цены именно на зимний дизель действительно высокие, причём по всей России, и объяснил, что причина тому – нехватка производственных мощностей.

– Для производства зимнего дизеля у нас в стране не хватает производственных мощностей. Если обычного дизеля производится в два раза больше, чем потребляется, и он уходит на экспорт в больших объёмах, и нет проблем с летним дизелем, то зимнего дизеля из-за ограниченных возможностей по производству не хватает. Если раньше в него добавляли суррогаты, но с этим потом стали бороться, и когда суррогаты ушли, то зимнего дизеля как не хватало, так и не хватает, поэтому цена у него выросла существенно, – сказал Аркуша.

Оксана Шеметова

По материалам: “Октагон”

Ранее

Фейк с ним

Далее

Силовики защищают гостайны от QR-сканирования

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru