Кто и сколько получит
Ежегодная индексация маткапитала в этом году пройдет на месяц позже, в феврале. Но зато рассчитываться он будет исходя из фактической, а не из прогнозируемой инфляции. За рождение первого ребенка в 2022 году дадут 500 тысяч рублей, за второго — более 660 тысяч. И впервые в истории РФ маткапитал смогут получать и одинокие отцы, а не только матери.
Материнский капитал — довольно значительная сумма, особенно для регионов. Эксперты прогнозируют, что к 2024 году суммы выплат станут еще выше — 545 тысяч на первого ребенка, 700 на второго и последующих. Нет ничего удивительного, что некоторые мамы, особенно попавшие в тяжелые житейские ситуации, хотят свой капитал монетизировать. Но любые обходные схемы чреваты возможностью остаться без денег и жилья, с кучей кредитов.
— Закон строго трактует «места», куда эти средства можно употребить, — говорит юрист Иван Беглов. — Это улучшение жилищных условий: ипотека, приобретение недвижимости, погашение долга по ипотеке. Образование детей, медицинские процедуры с последующей реабилитацией, реабилитация после ряда заболеваний, пенсия матери. Монетизация, как и другие «схемы» использования маткапитала, законом не предусмотрена. Любые такие предложения априорно мошеннические. Много случаев, когда люди при этом не только маткапитал теряли, но и сами становились подсудимыми. Лучше выработать отношение к маткапиталу не как к живым деньгам, а как к ценным бумагам. Которые хорошо индексируются и лежат, ждут своего часа.
В 2021 году по запросу Конаковского городского суда Тверской области Конституционный суд РФ вынес решение в пользу отца двоих детей, зачатых с помощью суррогатного материнства. Воспитывающая мать в этом случае выступает усыновителем, маткапитал не положен. В своем иске отец требовал отдать в таком случае маткапитал ему. Как стало известно «МК», иск поддержали еще 19 заявителей, чьи дети появились на свет при помощи суррогатного материнства. Положительное судебное решение КС стало поводом к пересмотру ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и беспрецедентному ранее решению выплачивать материнский капитал и отцам тоже. Средства будут выплачивать отцу, если он единственный усыновитель ребенка (детей), а решение суда по усыновлению первого ребенка вступило в силу не ранее 1 января 2020 года, на второго и последующих — не ранее 1 января 2007 года. Если мать детей умерла (объявлена умершей) или лишена родительских прав. Или совершила деяние, повлекшее лишение или ограничение родительских прав. Или больше не является усыновителем ребенка, например, при разводе.
Прокомментировать практику получения маткапитала и отцами «МК» попросил исполнительного директора Союза отцов Юрия Соленова.
— Как вы считаете, решение по маткапиталу отцами справедливо?
— Получение материнского (семейного) капитала отцами — это очень существенный шаг со стороны законодательной и исполнительной власти. Устраняются все белые пятна в регламенте получения материнского (семейного) капитала одинокими отцами или отцами, у кого дети рождены с использованием суррогатного материнства. Нередки случаи, когда по медпоказаниям семья не может иметь детей. В графе «мама» тогда стоит прочерк, а та мать, которая воспитывает, вынуждена усыновлять детей. Теперь, насколько мне известно, несколько десятков подобных семей получат материнский капитал. Так, шаг за шагом, проблемы, которые у нас в стране касаются одиноких отцов, решаются.
— А сколько у нас одиноких отцов вообще?
— Официально, насколько мне известно, 665 тысяч. Фактически, думаю, где-то под миллион. Но одиноких матерей намного больше, их 5,5 миллиона.
— У вас в Союзе много одиноких отцов?
— Мы поддерживаем полноценную семью и природосообразные семейные ценности. Мы за то, чтобы оба родителя в семье вкладывались в воспитание равноценно. Но поскольку мы Союз отцов, то да, многие отцы обращаются за помощью. У нас есть юридическая служба, которая поддерживает отцов. По судам, по опеке, по другим вопросам. Мужчины часто стоят перед такой проблемой как синдром отчуждения родителя, когда бывшая вторая половина не дает возможности общаться с ребенком. Но отмечу, что если к нам обращаются женщины, мамы, мы также идем навстречу, помогаем им. Главное — это право ребенка на полноценное воспитание, так мы считаем.
— Какие гендерные противоречия наиболее сильны и мешают семьям?
— Смотрите, одиноких отцов у нас всего 10% по отношению к числу одиноких матерей. Но часто общественное мнение настроено на то, что отцов в воспитании вообще нет. Поэтому нельзя не радоваться, что такое отношение меняется. Родители равноценны, а у нас многие до сих пор считают детей ответственностью и прерогативой женщины. А, например, самые злостные неплательщики алиментов в РФ женщины, если брать в процентном соотношении. Есть такой дисбаланс, и связан он с общественными установками, конечно. Хотя в численном соотношении гораздо больше алиментщиков среди мужчин, разумеется.
Станислава Одоевцева
По материалам: “Московский комсомолец”