В Севастополе, где почти через каждые полкилометра можно увидеть памятник или памятный знак защитникам легендарного города, недавно на одного героя стало больше
Школьником он бегал вприпрыжку к открытому морю по высокогорной тропе древних каменных стражей Балаклавы. Старшеклассником парил над ней на планере и самолете. Мечтал увидеть родной городок и всю Землю из иллюминатора космического корабля. И увидел.
Теперь в скверике у школы, в которой учился Герой России, командир экипажа космического корабля «Союз ТМА-22», среди кустов роз тянется к небу молоденький кипарис. Рядом — табличка с надписью: «Дерево посадил выпускник школы № 30 Шкаплеров Антон Николаевич. 2012 год». И как тут пройти мимо?
***
Стоило мне произнести «Антон Шкаплеров», как усталое после уроков лицо его первой учительницы, Ирины Михайловны Богдановой, засияло улыбкой. Подтянутая, в ладном костюме, с распахнутыми, как у первоклассницы, ясными глазами и легким румянцем на щеках, Ирина Михайловна усадила меня на свое место за учительским столом, сама же устроилась за школьной партой и стала вспоминать.
По ее словам, Антон отличником не был, но учился хорошо. Выделялся среди одноклассников редкой в его возрасте готовностью поддержать все порывы учительницы сделать жизнь класса интересней.
— Конечно, я это очень ценила и была благодарна моему маленькому помощнику и рыцарю, — говорит Ирина Михайловна. — В классе все знали, что он мечтает стать космонавтом, как Юрий Гагарин. Он и готовился к этому с упорством взрослого: отлично плавал, всегда любил спорт, а в пятнадцать лет записался в городской авиационный клуб ДОСААФ. Прыгал с парашютом. Управлять самолетом научился раньше, чем водить машину. Знаете, любимчиков в классе у меня не было и быть не могло: иначе, какой из меня педагог? Но любимые ученики были и сейчас есть. Антон, наверное, самый-самый … Я и сына своего Антоном назвала.
***
О том, что её бывший ученик готовится к полету в космос, Ирина Михайловна узнала от севастопольца Владимира Васильевича Ковгана — начальника радиостанции на судне СБ-36, где обучали приводнению ВСЕХ будущих космонавтов. Через него же она передала Антону коротенькое письмо с пожеланиями успеха. И, на всякий случай, написала номер своего телефона. Не слишком надеялась на ответ. Но Антон сразу же ей позвонил. Мало того, он спросил у Ирины Михайловны разрешения внести её в список своих друзей, чтобы держать связь из космоса. Дело в том, что такой список требовал официального утверждения НАСА.
Вся школа № 30 кричала «Ура!!!», когда прозвучало сообщение о том, что 14 ноября 2011 года в 8 часов 14 минут пуск космического корабля «Союз ТМА-22» с международным экипажем на борту состоялся. И командир этого корабля — Антон Шкаплеров. Ирина Михайловна даже не пыталась сдержать слёз.
— С того момента, — рассказывала учительница, — ученики и учителя школы держали кулаки за нашего земляка. Мы снова кричали «Ура!!!», а я плакала от счастья, когда через двое суток после начала полета корабль благополучно состыковался с Международной космической станцией.
***
В апреле, накануне Дня космонавтики, произошло то, о чем балаклавские школьники и мечтать не смели — они провели сеанс радиокосмической связи с Антоном Шкаплеровым, которую помог организовать праправнук К.Э. Циолковского москвич Сергей Самбуров.
— Перед сеансом радиосвязи я всю ночь не спала, беспокоилась: а что если мои первоклашки растеряются, застесняются? Но все прошло на пятерку с плюсом!
Ребята спрашивали, как из космоса выглядит наша Земля, звезды? И услышали: так прекрасно, что не передать словами. Особенно, когда смотришь на Землю из иллюминатора космического корабля. Оказывается, космонавты видят нашу планету не в виде «глобуса», как многие думают, а полусферой. А спустя месяц, примерно, когда глаз наметан, уже легко различают, над каким континентом летят. Звезды же выглядят так же, как с Земли, только цвета немного другие. 16 раз за сутки космонавты встречают закат и восход.
Дети услышали, что Международная космическая станция размером примерно с футбольное поле и поделена на сегменты. Экипаж должен уметь поддерживать станцию в рабочем состоянии. Поэтому каждый занят своей работой. Иногда космонавты «теряются». И тогда приходится облетать всю станцию, чтобы найти друг друга. В таких случаях выручают средства специальной связи.
В космосе космонавты продолжают заниматься спортом. На станции есть беговые велосипедные дорожки, силовые тренажеры. На занятия экипажу выделяется два часа в сутки. Дело добровольное. Но никто от него не отлынивает, ведь от физической формы зависит, насколько быстро восстановишься на Земле.
После этого сеанса радиосвязи за 1 «А» закрепили название «космический класс».
Теперь вся школа с нетерпением ждала приземления экипажа и появления космонавта в родной школе. И такой день настал.
Антон Шкаплеров пришел в свою школу в начале декабря 2012 года.
Учительница до мельчайших подробностей помнит день, когда её бывший ученик, мечта которого сбылась, вошел в знакомый класс, где его ждали взволнованные, празднично одетые второклассники. Он вошел с огромным букетом роз для своей первой наставницы и двумя огромными пакетами сувениров для ребят. В крепком, стройном, красивом, улыбающемся человеке в космической форме небесного цвета Ирина Михайловна легко узнавала маленького Антошу — порывистого, доброго мальчика с горящими глазами.
Когда строились, чтобы сфотографироваться на память, мальчишки отчаянно толкались: каждому хотелось встать поближе к космонавту. Но главное: КАЖДОМУ ХОТЕЛОСЬ СТАТЬ ТАКИМ ЖЕ. Не успешным юристом, бизнесменом или представителем другой «нужной» и доходной сегодня профессии, о чем, наверное, все уши прожужжали школьникам многие родители, а таким, как Антон Шкаплеров, бесстрашным героем-космонавтом, увидевшим бесконечность Вселенной и «небо в алмазах».
«Космический класс» заполучил своего героя на целый урок.
***
Саженец кипариса Ирина Михайловна приготовила заранее. Деревце, посаженное космонавтом в школьном скверике, быстро прижилось.
— Почему Антон выбрал то, что выбрал, почему остался таким же простым и искренним, хотя так высоко взлетел во всех смыслах? — спрашиваю у Ирины Михайловны.
— Потому, думаю, что Антон с детства не избалован материальными благами, рос в простой, работящей, любящей семье, и всего добивался сам. Как и его отец, Николай Иванович — бывший мичман-подводник, как его мама, Тамара Викторовна, и младшая сестра Елена. Все они, как жили, так и живут в Балаклаве: просто, без тени какого-либо зазнайства или превосходства от успехов сына, — делилась своими размышлениями Ирина Михайловна. — Антон с семьей давно обосновался в Звездном городке. Как и все космонавты. У них с женой Татьяной, тоже учительницей начальных классов, растут две дочери. Когда Антон Шкаплеров навещает родителей, то обязательно звонит мне, приходит в школу с кипой подарков и цветами. Дома я пью чай из подаренной им чашки, побывавшей в космосе (смеется). А муж не расстается с бокалом от космонавта. И сын наш Антон «экипирован» космическими сувенирами. Мы теперь дружим семьями: Шкаплеровы и Богдановы. И это самая дорогая награда за мой скромный учительский труд.
Ирина Михайловна одной из первых узнала, что её «мальчику с горящими глазами», космонавту-испытателю, севастопольцу Антону Шкаплерову присвоено звание Героя Российской Федерации.
Валентина АКУЛЕНКО
спецкор «НВ»
СЕВАСТОПОЛЬ — ПЕТРОЗАВОДСК