В России подведены итоги продаж легковых автомобилей
Рынок, несмотря на пандемию, вырос на 4,3 процента. Правда, к концу года продажи резко начали падать – в декабре спрос сократился практически на 20 процентов. Нехватка электронных чипов, удорожание материалов и разрыв логистических цепочек привели к дефициту автомобилей и повышению их стоимости. Ни эксперты, ни участники рынка не видят перспектив улучшения ситуации вплоть до 2023 года, но надеются, что продажи машин в 2022-м сохранятся на уровне прошлого года.
Последний квартал 2021 года ознаменовался негативным трендом на снижение продаж новых автомобилей. Но это не помешало участникам рынка закончить год с небольшим ростом. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России за прошлый год продано свыше 1,6 млн автомобилей, что на 67,9 тыс. машин больше, чем в 2020 году.
«Тем не менее положительные показатели 2021 года обусловлены динамикой роста только во втором квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, на который оказал сильное влияние локдаун. Негативная тенденция последних двух кварталов 2021 года завершилась огромным снижением на 19,9 процента в декабре, когда было продано всего 133,4 тысячи автомобилей (годом ранее декабрьские продажи были на уровне 166,6 тысячи автомобилей)», – заявил на подведении итогов председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Согласно статистике, самым продаваемым брендом по традиции стала отечественная Lada с показателями в 350 тыс. машин (плюс 2 процента). Лидерство среди иномарок остаётся за корейскими брендами Kia и Hyundai – продано 205,8 тыс. и 167,3 тыс. автомобилей соответственно (рост продаж на 2 и 3 процента).
Интересно, что в топ-10 за год произошли небольшие изменения – свои позиции начал терять концерн VAG. Например, с пятого на седьмое место в рейтинге опустился Volkswagen. В 2021-м общие продажи даже не достигли уровня 100 тыс. и составили 86,1 тыс. машин (годом ранее продажи были на уровне порядка 101 тыс. автомобилей). Падение продаж бренда составило 14 процентов – это самый негативный результат не только топ-10, но и топ-20 самых продаваемых автомобилей. Также на 7 процентов сократились и продажи Škoda – с 94 тыс. до 90 тыс. автомобилей.
Падение VAG позволило подняться в рейтинге японской Toyota. Продажи производителя за год выросли на 7 процентов (с 91,5 тыс. до 97,9 тыс. машин). Отметим, бренд оказался единственным, кто сохранил положительную динамику продаж в декабре: Toyota вошла в пятёрку самых продаваемых автомобилей с ростом в 13 процентов. При этом остальные лидеры упали в продажах с показателем от 20 до 54 процентов.
Почти половина проданных в России машин (более 788 тыс. автомобилей, или 47 процентов) пришлась на внедорожники. Как пояснили «Октагону» в дилерских центрах, на этот сегмент приходится больше всего потребительских запросов.
– Это тренд последних лет. Люди хотят получить внедорожник по небольшой цене, и автопроизводители им это дают. Лидером сегмента являются Renault Daster и Arkana – именно их чаще спрашивают покупатели, – рассказал сотрудник одного из дилерских центров Renault в Екатеринбурге.
Другой тренд – рост китайского сегмента. Лидерами брендов из КНР стали Haval и Chery – за год их продажи выросли на 125 процентов и 224 процента соответственно. При этом эти показатели нельзя списать на эффект низкой базы. Китайцы смогли значительно нарастить долю рынка и по объёмам реализованных автомобилей – производители вплотную подошли к топ-10 самых продаваемых автомобилей. Если годом ранее объёмы их продаж находились на уровне 11–17 тыс. автомобилей и они только замыкали двадцатку, то в 2021-м они приблизились к Mercedes и BMW, едва не достигнув отметки в 40 тыс. проданных автомобилей. Доля Haval, например, сейчас составляет 3,3 процента (в 2020 году – 1,5 процента).
– Есть высокая вероятность, что доля китайских автопроизводителей, которые более оперативно решают проблемы с дополнительными поставками авто на рынок и предлагают конкурентоспособные модели по чуть более низким ценам, станет в России ещё больше. Также более-менее стабильная ситуация ожидается в премиальном сегменте, – рассказал о перспективах финансовый директор «СберАвто» Андрей Кузин.
В целом эксперты АЕБ уверены, что в ближайшее время ждать улучшения ситуации на рынке не стоит. Представители комитета заявили о том, что прогнозируют пусть и слабый, но рост продаж на 3,3 процента в 2022 году – до уровня 1,7 млн автомобилей.
При этом практически все опрошенные «Октагоном» участники авторынка уверены, что решить проблему дефицита автомобилей не удастся ещё как минимум год. А некоторые прогнозы и вовсе неутешительны – баланс на рынке можно ожидать лишь к концу 2023 года.
– О таких прогнозах говорят опрошенные нашей компанией производители и импортёры техники. Они не видят восстановления баланса спроса и предложения раньше 2023 года, – рассказала гендиректор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова.
«Это означает, что до конца года дефицит машин, а вместе с ним и рост цен сохранятся. По нашим прогнозам, дальнейший рост рекомендованных розничных цен (РРЦ) на новые авто может составить очередные 10–15 процентов». – Лилия Маркова, гендиректор компании «Газпромбанк Автолизинг».
По словам регионального директора по Центральному федеральному округу компании «Интерлизинг» Елены Банниковой, участники рынка ждут стабилизации не меньше обычных покупателей. По её словам, сейчас дилеры навязывают допоборудование и не хотят возвращаться на уровень РРЦ, не говоря уже о практике скидок, которые раньше получали лизинговые компании.
– Естественно, мы не ожидаем цен додефицитного уровня как минимум из-за инфляции и возможного изменения курсов валют, но в данной ситуации важнее вернуть продажу по РРЦ, чтобы наши лизингополучатели и мы, принимая решение о приобретении автомобилей, могли корректно бюджетировать затраты на покупку, – пояснила Банникова.
Более позитивные прогнозы приводит основатель системы онлайн-покупки новых автомобилей CarClick Сергей Пиголкин. По его словам, по состоянию на январь компания уже фиксирует в своей системе достаточное наличие новых авто, по некоторым из которых (Nissan, Mercedes, Mitsubishi, Lada) продажа ведётся на уровне РРЦ и даже с небольшими, но реальными скидками. Правда, отметил эксперт, спрос населения действительно снизился.
Опрошенные участники рынка сходятся во мнении, что рассчитывать на снижение цен не имеет смысла. Даже с текущим уровнем, когда отечественная Lada бьёт рекордные для себя планки в 1,1–1,2 млн рублей, ждать падения не приходится.
– Повышение цен от производителя происходит каждый месяц. В среднем удорожание составляет 40 тысяч на машину, поэтому покупать автомобиль лучше сейчас. В наличии имеются несколько вариантов за 1 и 1,1 миллиона рублей, – заверили корреспондента издания в одном из дилерских центров Lada.
О необходимости не тянуть с покупкой говорит и гендиректор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский. По его словам, в таких условиях потенциальным покупателям следует приобретать автомобиль исходя из своих финансовых возможностей и потребности в новом автомобиле. Если клиент имеет необходимую сумму, наиболее рациональным шагом станет покупка нового автомобиля сейчас.
«Среди россиян набирает популярность автокредит как механизм привлечения средств для приобретения автомобиля. По данным на ноябрь 2021 года, общая сумма выданных в России автокредитов достигла 924 миллиардов рублей, превысив показатели предыдущего года в полтора раза». – Андрей Ольховский гендиректор ГК «АВТОDOM».
– Не стоит откладывать покупку, если есть потребность в автомобиле здесь и сейчас, поскольку в будущем возможно появление новых экономических вызовов, способных негативно отразиться на ценах, – пояснил Ольховский.
По словам гендиректора компании «Мой автопрокат» (управляет сетью из 3,5 тыс. автомобилей) Дмитрия Матвеева, цены будут продолжать расти по несколькими причинам.
– Во-первых, импортёрам понравилось сидеть на пустых складах. Условно говоря, им выгоднее продать 100 автомобилей по 1 тысяче рублей, чем 200 автомобилей по 500 рублей. Мотивация за долю рынка перешла в мотивацию маржи. Автосалоны делают то же самое – они не соблюдают РРЦ и продают автомобили дороже, обосновывая высокую цену высоким спросом. Во-вторых, высокие инфляционные ожидания стимулируют людей покупать машины – покупатели стремятся успеть приобрести автомобиль до следующего скачка цен. Люди вкладывают сбережения в автомобили, потому что они ликвидные, – рассказал Матвеев.
По словам экспертов, снизить рост цен и повысить доступность машин можно несколькими путями. Например, в соседней Белоруссии желающим приобрести авто предлагают различные льготы, кредиты под низкие проценты.
В России же, как отметил независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, идут по аналогичному пути. Минпромторг предложил установить верхнюю норму наценки, которая будет зафиксирована даже в период пикового спроса на автомобили, в размере 10 процентов. Сейчас инициатива ждёт одобрения со стороны Правительства РФ. Кроме того, в 2022 году появились сообщения о возобновлении кредитных программ на приобретение первого и семейного автомобиля. Реализации всех инструментов должна сдержать рост цен и сделать автомобили из массового сегмента более доступными для потребителя.
Игорь Лесовских
По материалам: “Октагон”