Свердловскую область обязали вернуть ВЭБ и Правительству РФ полмиллиарда рублей, ранее полученные от Фонда развития моногородов (ФРМ)
Планировалось, что средства пойдут на создание новых рабочих мест в Богословском индустриальном парке, строительство которого курировал бывший вице-губернатор Сергей Бидонько. После критики со стороны Генпрокуратуры власти региона были вынуждены признать, что в отчётах о реализации проекта содержались искажения, а заявленных целей достичь не удалось.
Выводы о наличии проблем при реализации этого и других инвестиционных проектов содержатся в материалах проверки, проведённой в 2021 году Счётной палатой Свердловской области. Аудиторы оценили эффективность деятельности институтов развития, в состав которых входят Фонд поддержки предпринимательства, Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства, Фонд технологического развития Свердловской области, АО «Корпорация развития Среднего Урала», АО «ОЭЗ “Титановая долина”», технопарк «Университетский» и областное Агентство по привлечению инвестиций.
Наибольшие претензии у авторов отчёта вызвала Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ), получившая с момента своего создания в 2010 году бюджетное финансирование в размере 13 млрд 590 млн рублей (43,7 процента от финансирования, выделенного на все институты развития).
9 млрд 262 млн рублей из этой суммы были вложены в капиталы 14 организаций. Помимо этого, КРСУ выдавала займы государственным и коммерческим структурам. По состоянию на начало 2021 года суммарный долг по ним составил 4 млрд 387 млн рублей. Часть этой задолженности была признана сомнительной по причине нахождения должников в стадии ликвидации или банкротства. Эти факты нашли отражение в финансовой отчётности КРСУ.
«Общая сумма начисленных резервов в отношении задолженности по договорам займов составила 927 635,1 тыс. рублей (основной долг), сумма резерва под обесценивание акций (долей участия) составила 35 145,0 тыс. рублей (10 организаций-эмитентов), что свидетельствует о наличии рисков утраты КРСУ имущества в виде финансовых вложений и прав требований к должникам на сумму 962 780,1 тыс. рублей», – говорится в отчёте аудиторов.
Главным проектом КРСУ является развитие индустриального парка «Богословский». Согласно официальным отчётам корпорации, проект показал высокую экономическую эффективность. Однако аудиторы Счётной палаты посчитали представленные корпорацией цифры необъективными, выявив в них искажения и нарушения условий финансовых договоров.
С начала строительства парка по начало 2021 года в проект в общей сложности был вложен 1 млрд 12 млн бюджетных рублей. В том числе на создание запущенной в 2017 году в эксплуатацию инфраструктуры было направлено 917,1 млн рублей (335,1 млн из них выделил бюджет Свердловской области, 582 млн рублей предоставил Фонд развития моногородов).
Созданная КРСУ управляющая компания отчиталась, что на 1 января 2021 года в «Богословском» работал 471 человек, а суммарный объём уже произведённых инвестиций составил 2 млрд 913 млн рублей.
То есть на один потраченный бюджетный рубль пришлось 2,9 рубля частных вложений.
В корпорации выразили уверенность, что эти цифры будут расти. Обосновывалась уверенность тем, что на отчётную дату были заключены соглашения с восемью инвесторами с заявленным объёмом инвестиций 4 млрд 788 млн рублей. Наиболее масштабным стал проект ООО «Компания “Рифей”» по строительству мусоросортировочного комплекса с объёмом инвестиций 3 млрд 256 млн рублей (в отчёте резидента на конец 2020 года эта сумма была снижена до 2 млрд 6 млн рублей).
Однако в ходе проверки аудиторы увидели гораздо менее жизнерадостную картину. Они выяснили, что число созданных рабочих мест рассчитывалось в соответствии с методикой ФРМ. Она учитывает как постоянные, так и временные рабочие места, включает в число работников-совместителей и лиц, заключивших гражданско-правовые договоры. Но при этом не берёт в расчёт факты расторжения соглашений и прекращения деятельности предприятий, в том числе в связи с их ликвидацией.
С начала проекта по 1 января 2021 года из 21 заключённого соглашения с резидентами Богословского парка были расторгнуты 13.
Последние предусматривали инвестиции в объёме 922,1 млн рублей и создание 94 рабочих мест. В том числе в 2019 году было ликвидировано ООО «Богословский химический комбинат», обещавшее трудоустроить 67 сотрудников.
Двое резидентов в период проверки бездействовали. Это ООО УК «Богословский производственный бизнес-инкубатор», которое не ведёт производства и лишь управляет инфраструктурой площадки, и ООО «ИнПласт Полимер».
Два заключивших инвестсоглашения предприятия – ООО «Богословский кабельный завод» и ООО «ЛесКом развитие» – расположили активы за границами парка и пользовались лишь его сетями водоснабжения и водоотведения. Вне территории «Богословского» работала и ООО «Компания “Рифей”», собственников которого интересовала только коммунальная инфраструктура площадки.
Аудиторы пришли к выводу, что трём последним предприятиям статус резидента был присвоен необоснованно. Согласно ГОСТ «Национальный стандарт Российской Федерации. Индустриальные парки. Требования», постановлению Правительства РФ «Об индустриальных (промышленных) парках» и соглашению с ФРМ о софинансировании расходов на создание «Богословского» под резидентом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, купившие или арендующие активы и реализующие проекты на территории парка. В своих выводах аудиторы предложили провести проверку законности соответствующих решений.
Из восьми числившихся на момент проверки в списке резидентов предприятий реальное производство развернули только два – ООО «КапРемМоторс» и ООО «РОТОР», управляемые одним гендиректором. Проект ещё одного – ООО «Химколор» – находился в подготовительной стадии реализации.
По данным ФНС по Свердловской области, три перечисленных предприятия исчисляли страховые взносы за 51 работника. Аудиторы пришли к выводу, что именно столько в индустриальном парке было создано рабочих мест. Три реальных резидента инвестировали в свои площадки всего 52,3 млн рублей. То есть на 1 рубль бюджетных средств пришлось всего 5 копеек частных. Этот показатель в 35 раз ниже, чем в «Титановой долине», резиденты которой на каждый бюджетный рубль вложили в её развитие 1,75 собственных рубля.
В 2018 году завершено строительство в «Богословском» здания первого бизнес-инкубатора. Оно обошлось областному и федеральному бюджетам в 47,7 млн рублей. Помимо этого, в 2019 и 2020 годах индустриальный парк получил 12,2 млн и 35,2 млн рублей в виде субсидий на содержание его инфраструктуры.
В июле 2021 года курирующее стройку министерство инвестиций и развития Свердловской области обосновало в официальном письме расходы на строительство второй очереди бизнес-инкубатора. По информации ведомства, главной причиной для выделения дополнительных средств стал «высокий спрос на производственные помещения данного типа».
В действительности, по данным Счётной палаты, помещения бизнес-инкубатора на отчётную дату были заполнены лишь на 74 процента. Было арендовано 1118 из 1500 квадратных метров. Единственным арендатором стало ООО «КапРемМоторс».
О неэффективности работы ООО УК «Богословский производственный бизнес-инкубатор» свидетельствуют и финансовые показатели. В 2020 году общество отчиталось об убытках в размере 4,3 млн рублей.
Согласно условиям договора с ФРМ, к 2017 году резиденты должны были инвестировать в парк 1,17 млрд рублей и создать 50 новых рабочих мест, к 2020 году – 11,8 млрд рублей и 2149 рабочих мест соответственно. На них должны были быть трудоустроены жители Краснотурьинска, Карпинска, Волчанска, Североуральска, Серова и других свердловских моногородов, сталкивающихся с проблемой безработицы. Плановые показатели не выполнены.
Следствием недостаточного числа действующих резидентов стала низкая загрузка объектов инфраструктуры «Богословского», уровень которой также не обеспечивал выполнение соглашения с Фондом развития моногородов о софинансировании расходов на создание индустриального парка. В 2019 году представители правительства области подписали с ФРМ дополнительное соглашение. В соответствии с документом целевые показатели загрузки были снижены с 90 процентов до 5,97 процента по сетям электроснабжения и 9,62 процента по сетям хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В связи с уменьшением нормативов в допсоглашение было включено требование возврата части полученных областью от ФРМ средств. Свердловские власти обязаны вернуть из своего бюджета равными долями до 15 апреля 2024 года 494,4 млн рублей.
Как ранее сообщал «Октагон.Урал», проект по строительству «Богословского» на протяжении нескольких последних лет находился под особым вниманием силовых структур. В частности, они изучали документы, касающиеся создания объектов инфраструктуры индустриального парка, подписанные в 2015–2016 годах бывшим министром строительства области Сергеем Бидонько (в настоящее время – депутат Госдумы РФ).
Ещё в августе 2020 года Генпрокуратура РФ провела совещание по видеоселектору с руководителями региональных надзорных ведомств. Выступавший на нём генпрокурор Игорь Краснов выразил претензии в адрес прокуратуры Свердловской области. Он остался недоволен тем, что материалы связанных с деятельностью Сергея Бидонько проверок и возбуждённое на их основании бесфигурантное уголовное дело лежат без движения.
Близкие к свердловскому правительству инсайдеры считают, что проверку Счётной палаты инициировал действующий вице-губернатор Олег Чемезов. По одной из версий, он попытался перехватить инициативу у силовиков, дав областным властям возможность заявить, что они сами выявили нарушения в деятельности КРСУ и сделали необходимые выводы. По другой версии, Чемезов может действовать в интересах силовиков.
По инициативе Чемезова в январе 2022 года был уволен гендиректор Корпорации развития Среднего Урала Максим Прачик. Одним из его потенциальных преемников считается помощник полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Евгений Гурарий. В дальнейшем вице-губернатор также может принять решение о реструктуризации институтов развития Свердловской области.
В качестве одного из наиболее ожидаемых шагов считается упразднение областного Агентства по привлечению инвестиций и передаче его функций КРСУ.
«Октагон.Урал» направил запрос в департамент информации губернатора Свердловской области и Корпорацию развития Среднего Урала с просьбой прокомментировать итоги проверки Счётной палаты. Представители КРСУ дали пояснения, свидетельствующие об их несогласии с выводами ревизоров:
– По итогам проведённого экспертно-аналитического мероприятия Счётной палаты Свердловской области в 2021 году «Оценка эффективности деятельности институтов развития Свердловской области в 2018–2020 годах» финансовых нарушений по вопросам деятельности Корпорации развития Среднего Урала (далее – АО «КРСУ») не установлено. Но момент включения в реестр резидентов ни одно из предприятий, ведущих свою деятельность на территории индустриального парка «Богословский», не находилось в стадии ликвидации. На сегодняшний день все KPI по развитию индустриального парка «Богословский», поставленные перед Корпорацией развития Среднего Урала, выполнены в полном объёме и утверждены Советом директоров АО «КРСУ». Объём частных инвестиций в «Богословский» составляет 3,391 миллиарда рублей, количество созданных рабочих мест составляет 538 человек. АО «КРСУ» не является стороной по соглашению, заключённому с Фондом развития моногородов.
Ответ из департамента информационной политики на момент публикации статьи не поступил.
Константин Джултаев
По информации: “Октагон”