Деньги из-под копыт

АО «Росипподромы» объявило о намерении избавиться от очередного крупного актива

pixabay.com

На этот раз компания включила в план приватизации ипподром в Красноярске с более чем вековой историей. Жители города встали на защиту любимого места для отдыха. Общественники уверены: московской госкомпании нет дела до развития коневодства. Её цель – получить быстрые деньги от продажи доставшегося ей бесплатно с советских времён имущества.

АО «Росипподромы» было создано в 2011 году указом президента РФ на базе ФГУП «Центральный московский ипподром». Его целью декларировалось развитие национальной коневодческой индустрии и обеспечение сохранения и развития ипподромов и племенных конных заводов в стране. В подконтрольное Росимуществом акционерное общество вошли ипподромы в крупных городах, которые на тот момент ещё не успели пройти приватизацию и имели статус федеральных госпредприятий.

В 2017 году широко обсуждались планы по реконструкции ключевого актива предприятия – московского ипподрома. Один из вариантов предполагал строительство на его территории четырёх 21-этажных домов. Представители «Росипподромов» причастность к этому проекту опровергли, но возможность передачи части территории для застройки не отрицали. Ожидалось, что вырученные деньги могли пойти на обновление спортивного объекта. Активисты тогда собрали почти 20 тыс. подписей против проекта, после чего разговоры о его реализации сошли на нет.

Спустя пять лет схожие споры разрастаются в Красноярске. На местном ипподроме проходят тренинг и испытания около 150 племенных лошадей в год. Здесь проводятся соревнования уровня Сибирского федерального округа, молодёжные чемпионаты наездников, предоставляются услуги по обучению верховой езде, конному прокату и иппотерапии.

Судья конных соревнований ипподрома Андрей Шевелев рассказал «Октагону», что тучи над предприятием начали сгущаться ещё в прошлом году.

Летом в интервью СМИ гендиректор «Российских ипподромов» Дмитрий Зайцев заявил, что красноярский актив признан непрофильным и включён в план приватизации.

Шевелев обратился в Минсельхоз РФ, которому подведомственно акционерное общество, с просьбой пояснить причины такого решения. В ответе утверждалось, что площадь земельных участков недостаточна для размещения многофункционального конноспортивного комплекса с ипподромом, отсутствует необходимая парковочная зона. Кроме того, непосредственное окружение ипподрома – это кладбище и промышленная зона, что не располагает к размещению объектов спортивного и культурно-досугового назначения.

– Площадь у нас – 16 с лишним гектаров. Этого достаточно для всех соревнований. Парковок у нас две, мы их самостоятельно оборудовали. Троицкое кладбище – всем известно, что оно является историческим некрополем и уже давно закрыто для захоронений. Наконец, некая промзона – её в этой части города просто нет и никогда не было! Складывается ощущение, что тот, кто эти доводы приводит, в Красноярске не был никогда и понятия не имеет о реальной ситуации, – возмущается красноярский судья.

Городские общественники уверены, что настоящая причина «непрофильности» ипподрома – земля под ним. Более 100 лет назад коневодческое предприятие построили на окраине Красноярска. В ХХI веке ипподром оказался практически в центре города. Сегодня это 16 гектаров с видом на сердце Красноярска, с прекрасным обзором Енисея и Саянских гор, с близостью всех ключевых объектов и инфраструктурой.

Красноярск – один из лидеров в СФО по объёмам строительства и стоимости жилья. В год в краевой столице вводится около 1 млн квадратных метров. Ипподром расположен в Советском районе, который относится к числу наиболее активно застраиваемых территорий города. Свободной земли в Красноярске при этом практически не осталось. Полностью заняты многоквартирными домами и офисами бывший аэродром (ныне – микрорайон Взлётка), территории бывших Судостроительного завода, Сибстали. Готовятся к освоению земли, освободившиеся после ликвидации нефтебазы и комбайнового завода. Речь идёт о скорой застройке территории бывшего оружейного химкомбината «Енисей». Глава города Сергей Ерёмин ранее признавал, что иногда найти участок под школу или поликлинику в новом микрорайоне не представляется возможным. И приходится идти на ухищрения – выменивать, выкупать, высуживать землю, чтобы построить социальный объект.

Красноярский ипподром «Росипподромы» оценили в 600 млн рублей.

Участок по такой цене интересен любому застройщику.

– Да это же очевидно, что землю готовят под определённого покупателя! Были бы мы где-нибудь за городом, нас вообще никто бы не трогал. Но рядом центр города и очень высокая рыночная стоимость. Сейчас закрыта любая информация о долгосрочной программе развития АО «Росипподромы», а также о персональном составе и решениях его совета директоров. Мы не единственный ипподром в крупном городе по стране. Начнут с нас, потом пойдут и дальше, – уверен Андрей Шевелев.

Власти города пока заявляют, что застройка здесь противоречит генплану.

«Строительство жилья в соответствии с градостроительной документацией невозможно. А дальше сложно сказать, под какой вид деятельности уйдёт территория», – сказал мэр Сергей Ерёмин, комментируя возможную продажу. Однако практика свидетельствует, что внесение изменений в генплан возможно.

Минувшей осенью оперативники задержали замдиректора АО «Гражданпроект». Он получил от неких бизнесменов взятку в 7,5 млн рублей за то, что самолично перевёл несколько земельных участков в категорию, где жилищное строительство разрешено.

– Одна строительная фирма у нас постоянно застраивает участки, на которых планировались школы. Другая засыпала Абаканскую протоку на Енисее и навтыкала там высотки. Всё это печально, – констатирует депутат краевого заксобрания Максим Золотухин.

Краевые власти предлагают объединить красноярский ипподром с частным ипподромом в Емельяновском районе. Чтобы там проводились скачки и занятия с детьми. Такой вариант высказал министр сельского хозяйства региона Леонид Шорохов. Но вряд он устроит кого-то, кроме АО «Росипподромы».

– Мы хотим сохранить именно нашу площадку. Другие, предложенные правительством, неравноценны. Они не смогут вместить всё поголовье, которое сейчас у нас есть. Надо понимать, что в случае переезда потребуется вложить туда не меньше, чем в реновацию нашего ипподрома, – говорит наездник Алёна Анциферова.

Общественники написали заявление в генпрокуратуру.

«Это часть истории Красноярска. Её хотят уничтожить ради пресловутого принципа экономической эффективности. Если в ближайшее время краевая и городская исполнительная и законодательная власть не займут чёткую, ясную позицию, по ним придётся серьёзный имиджевый удар». – Андрей Селезнёв, экс-депутат горсовета Красноярска.

– У краевой власти есть достаточно полномочий и лоббистких возможностей, чтобы решить вопрос о его сохранении и развитии. Нужна лишь политическая воля, – считает экс-депутат горсовета Красноярска Андрей Селезнёв.

За ситуацией с особым интересом следят в соседнем Иркутске, где Росимущество пыталось за 117 млн рублей продать городской ипподром с земельным участком площадью 23 гектара. ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом» на момент создания «Российских ипподромов» уже было акционировано и в состав последнего не вошло.

После выступлений общественников торги были отменены.

– Все российские ипподромы, которым больше 100 лет, могут оказаться в такой ситуации. Они все теперь в центре городов, а вокруг застройка. Сейчас держим кулачки за красноярцев, но сомнения есть… У нас ситуация была более выгодной. Во-первых, нас поддержал мэр. А если власти не берут вашу сторону, можете писать в прокуратуру сколько угодно. Во-вторых, мы нашли частных инвесторов, которые оплатили дорогостоящую экспертизу, и нас включили в областной перечень выявленных объектов культурного наследия, – рассказала «Октагону» директор ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом» Татьяна Уколова.

16 января в Красноярске прошла акция протеста против продажи ипподрома, в которой приняло участие около тысячи горожан.

– Ипподром нужен, что подтверждается большим количеством людей, пришедших на акцию поддержки. Никакая другая площадка в городе не способна дать того, что даёт ипподром. Пара депутатов горсовета Красноярска, которым я звонил, озвучили мне позицию, что не допустят, чтобы генплан был изменён, и эту землю перевели из земли под спортивные объекты в землю под жильё. И что это не только их позиция. Но смущает то, что нынешнему созыву осталось работать до 2023 года. И тогда можно будет провести в горсовет более сговорчивых. Со слов активистов и сотрудников, директор ипподрома, он же председатель федерации конного спорта в крае, отказался поддерживать их, – говорит красноярский общественник Дмитрий Иванов.

Руководство АО «Росипподромы» хранит молчание. Корреспондент «Октагона» направил запрос с просьбой прокомментировать ситуацию на электронные адреса гендиректора общества Дмитрия Зайцева и его заместителя Алексея Саутина, указанные на сайте компании. На момент публикации материала ответа на них не поступило.

На сайте компании размещена информация о прочих планах по «развитию коневодства» в России. К ним относится запланированная продажа ирбитского ипподрома в Свердловской области, томского ипподрома, а также имущественного комплекса (по сути, остатков ипподрома) в Кызыле.

Алексей Бондарев

По материалам: “Октагон”

Ранее

Сигналы клану Назарбаева

Далее

Корпорация разорения Среднего Урала

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru