Рост экспорта российского угля в совокупности с сокращением поставок на внутренний рынок стал ключевой причиной возникновения дефицита этого вида топлива в ряде регионов в преддверии зимы 2021–2022 года
Среди наиболее пострадавших – Сибирь, Дальний Восток, Алтай и Калининградская область. Удалось ли купировать проблему, насколько сильно влияние внешней конъюнктуры и как ситуация будет развиваться в этом году, выяснял «Октагон».
К весне вагончик тронулся
В январе власти отрапортовали о полном закрытии потребности одного из пострадавших от угольного дефицита субъектов РФ – Калининградской области. Региональное министерство строительства и ЖКХ доложило о прибытии 90 вагонов угля и перспективах получения ещё 140 вагонов в течение месяца. Таким образом попытались решить проблему, выявленную ещё в ноябре 2021 года, когда нехватку угля ощутили на себе как жители частных домов области, так и теплоснабжающие организации.
В качестве причин сбоев поставок были обозначены, с одной стороны, нехватка вагонов, с другой – переправка большого количества груза в Польшу. Долгожданное появление угля было воспринято жителями области с изрядной долей скепсиса. «Скоро весна. А чего не привезти уголька? Просто праздник для народа», – пишет на информационном сайте города Гусева под новостью о прибытии угольных вагонов один из читателей. Другой шутит: «Скоро новости будут: “В магазин завезли хлеб и макароны”». И получает невесёлый ответ: «Есть все предпосылки, не каркайте».
Тройной удар
По предварительным данным, вывоз угля из России по итогам 2021 года вырос на 5,7 процента – до 214,3 млн тонн, тогда как на внутренний рынок его поставки снизились почти на 7 процентов – до 154,8 млн тонн.
– Подобное противоречие обусловлено сбытовой политикой угольных компаний – они настолько увлеклись экспортом на фоне высоких цен на горючий камень, вызванных энергетическими кризисами в Европе и Китае, что думали о потребителях на родине в последнюю очередь, – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Максимальных значений мировые цены на уголь в 2021 году достигли в октябре. Стоимость энергетического угля в Европе и Азии составляла 280–290 долларов за тонну, металлургического – до 400 долларов. Причина роста цен носила фундаментальный характер – отставание предложения от спроса. Спрос, в свою очередь, вырос в силу увеличения потребления электроэнергии на фоне восстановления глобальных экономик и перехода электростанций с газа на уголь из-за рекордного подорожания газа.
Нехватка угля в регионах происходила на фоне дефицита грузовых вагонов. Причём из-за увеличения транспортировки угля за границу страдали и другие отрасли промышленности и сельского хозяйства, столкнувшиеся с невозможностью заказать достаточное количество вагонов.
– Например, в Татарстане под угрозой закрытия оказался Апсалямовский комбинат строительных конструкций и материалов, – отмечает Хазанов.
Экспортные амбиции
По словам главы департамента внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков Минэнерго Сергея Мочальникова, в 2022 году экспорт российского угля продолжит увеличиваться и достигнет предположительно 237 млн. Правда, он заверил, что добыча значительно превысит эти объёмы – 450 млн тонн.
Ключевыми для рынка сбыта останутся страны Азии. На недавнем заседании комитета Госдумы по энергетике замглавы Минэнерго РФ Пётр Бобылев особо подчеркнул, что «уже есть ряд международных договорённостей: был подписан меморандум с Индией об увеличении поставок почти в пять раз за ближайшие десять лет – с 6 млн тонн до 40 млн тонн. Подобные переговоры идут с коллегами из Китая». Чиновник сообщил, что за последние 20 лет доля экспорта российского угля на мировой арене выросла с 4 до 16 процентов.
Эксперты считают, что озвученные амбиции не лишены оснований, пока мировой спрос растёт.
– В 2022 году я ожидаю укрепления спроса на уголь вследствие высокого потребления на Тайване, в Китае, Южной Корее, Индии и, как ни странно, Японии, традиционно олицетворяемой с атомной энергетикой, – считает Леонид Хазанов.
Он также не исключает того, что в отдельных странах Европы могут быть расконсервированы ранее закрытые угольные электростанции, поскольку прошлая и нынешняя зимы «показали всю опрометчивость ускоренного зелёного энергоперехода».
Ограничения экспорта не будет
Ценовая конъюнктура обещает быть по-прежнему благоприятной. По прогнозу эксперта, стоимость угля, снизившаяся к концу года, может в этом году отыграть до рекордов октября 2021 года. К слову, рост уже начался. После того как Индонезия, являющаяся лидером по экспорту угля в мире, с января прекратила поставки на внешние рынки, цены выросли на 15–20 процентов.
Вторым бустером послужило обострение российско-украинских отношений. Из-за опасений того, что на этом фоне сократятся поставки российского газа в Европу и спрос на уголь вырастет ещё больше, базовый индекс угля вырос до 262 долларов за тонну, сообщило в конце января агентство Reuters.
Экспортировать в сложившихся условиях становится всё выгоднее, а, значит, риски возникновения дефицитов на внутреннем рынке сохраняются. Проблемы российских потребителей едва ли заставят регуляторов пойти на введение жёстких ограничительных мер.
– Думаю, запрет на экспорт или дополнительные пошлины вводиться не будут, – заявил «Октагону» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета Станислав Митрахович.
«Наоборот, российская экономика заинтересована в том, чтобы максимизировать экспортные доходы»
Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета
По его словам, частью регулирования рынка может стать введение обязательств для компаний по поставкам конкретных объёмов на внутренний рынок – региональным энергетическим компаниям или муниципалитетам.
– Если же проблемы на местах и сохранятся, то они будут носить сугубо локальный характер с ответственностью местных властей, – заключил эксперт.
Анна Таволга
По материалам: “Октагон”