Агрегаторов такси подозревают в нарушении конкуренции
Основных агрегаторов такси, работающих в России, подозревают в ценовом сговоре. ФАС изучит материалы после расследования антимонопольщиков из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), сообщил «Известиям» представитель ведомства. ЕЭК в 2021 году установила, что пять агрегаторов, вероятно, координировали действия, которые привели или могли привести к установлению и поддержанию согласованных цен на рынке. Среди возможных нарушителей — «Яндекс.Такси», китайский DiDi, Gett, «Ситимобил» и эстонский Bolt. ЕЭК не может самостоятельно наказать компании, так как нарушения выявлены на территории отдельных стран-членов ЕАЭС, а не на всем трансграничном рынке. Если ФАС подтвердит опасения комиссии, то в России компаниям может грозить штраф до 15% выручки.
Сговорились, что ли
Департамент антимонопольного регулирования ЕЭК выявил признаки координации деятельности компаний-агрегаторов такси в России, следует из материалов расследования комиссии. С документами ознакомились «Известия», их подлинность подтвердили в ЕЭК. В них говорится о пяти компаниях на российском рынке, у которых выявлены нарушения: «Яндекс.Такси», DiDi, Gett, «Ситимобил» и Bolt Technology. Последний сервис не работал в России с осени 2021 года.
Действия агрегаторов привели или могли привести к установлению цен (тарифов) на рынке услуг легкового такси в нарушение п. 3 ст. 76 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключила ЕЭК. Конкретных случаев или обстоятельств нарушений в ЕЭК не раскрыли.
Комиссия подсчитала, что в союзных странах работает более 700 компаний, предоставляющих услуги заказа такси — как агрегаторов, так и традиционных диспетчерских служб. Но большинство таксопарков получают заказы через наиболее крупные сервисы, которые одновременно работают в России, Армении, Киргизии, Казахстане и Белоруссии. Это российский «Яндекс.Такси» и эстонский Bolt. Последний присутствовал в нашей стране на момент расследования, поэтому также попал в поле зрения антимонопольщиков.
При этом юрлица и формы организации «Яндекса» везде разные: например, в Армении и Киргизии услугу предоставляет Yandex.Taxi (зарегистрирована в Нидерландах), в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси Корп», в России — ООО «Яндекс.Такси», в Белоруссии — UBER ML (через ряд структур принадлежит MLU, совместному предприятию «Яндекса» и американского Uber, в котором российская компания владеет 71% акций). ЕЭК выявил координацию цен со стороны «Яндекса» и Bolt и на рынках этих союзных стран.
Отсутствие единого юрлица «Яндекса» не позволило комиссии призвать компанию к ответственности. Компетенция ЕЭК распространяется только на случаи, когда одна коммерческая или некоммерческая организация или физлицо, а не группа лиц нарушает конкуренцию на рынках двух и более союзных государств.
Материалы расследования были переданы в антимонопольные органы указанных стран, в том числе в российскую ФАС. В Федеральной антимонопольной службе «Известиям» сказали, что получили материалы расследования ЕЭК и в настоящее время они анализируются.
Не «Яндексом» единым
В ходе расследования ЕЭК оценивала состояние конкуренции на рынке заказа такси с 2018 года по второй квартал 2021 года. Были изучены публичные оферты, договоры, соглашения и ответы самих компаний на запросы комиссии.
В тех случаях, когда в документах были обнаружены формулировки о том, что агрегатор сам устанавливает тарифы на поездки, это обстоятельство было взято за основу для обоснования наличия признака нарушения, пояснил замдиректора антимонопольного департамента Константин Бегиджанов. По мнению комиссии, в этом случае водители и таксопарки, будучи отдельными субъектами рынка, не могут на них повлиять. К тому же разные сервисы заказа внедрили схожие друг с другом алгоритмы ценообразования, поэтому между собой они также не конкурируют по цене — динамика изменения всегда аналогична.
ЕЭК также провела опрос участников рынка (поучаствовало 318 компаний, из них из России — 95). Выяснилось, что 65,5% таксопарков и водителей отказались бы от услуг агрегаторов, если бы сервисы повысили комиссию всего на 5–10%. При этом большая часть отказавшихся (54%) вернулась бы к получению заказов через диспетчеров. По мнению ЕЭК, опрос доказал, что помимо агрегаторов на рынке присутствуют и диспетчерские службы и их также нужно включать в границы товарного рынка заказа такси. По словам источника «Известий» среди агрегаторов, ФАС, проводя подобный анализ, их не учитывает.
Дело за ФАС
Три источника «Известий» в российских агрегаторах сообщили, что компании не согласны с выводами расследования ЕЭК. В DiDi и «Ситимобиле» сказали, что еще не ознакомились с ними. В DiDi при этом добавили, что их сервис работает в соответствии с законодательством и нормами регулирования рынка. Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев. В пресс-службе Bolt и Gett не ответили на запросы.
По словам управляющего партнера юридической компании «Иккерт и партнеры» Павла Иккерта, в российском законодательстве запрет на ограничение конкуренции предусмотрен ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции».
Теперь, если ФАС установит, что есть признаки нарушения, агрегаторам могут вынести предупреждение, возбудить против них административное дело с последующим разбором динамики цен на услуги, выдать предписание с требованием устранить нарушения, если они будут выявлены, и назначить оборотный штраф, в размере от 1 до 15% выручки. В случае с крупными компаниями-агрегаторами он может доходить до миллиардов рублей.
Но, как добавляет Павел Иккерт, служба может и не согласиться с выводами комиссии или не усмотреть нарушений именно на российском рынке.
Партнер юридической фирмы Orchards Алексей Станкевич считает, что выявленные нарушения нельзя автоматически приравнять к ценовому сговору, пока это не признает сама ФАС.
Антимонопольное законодательство РФ разграничивает координацию экономической деятельности и ценовой сговор. А исходя из общепринятой практики, в том числе практики ФАС, установление максимальных или рекомендованных цен не является координацией экономической деятельности.
Анастасия Львова
По материалам: “Известия”