Какие изменения ждут ЕГЭ через 15 лет после создания
Единый государственный экзамен в этом году претерпит очередные изменения. В нем не будет вопросов, проверяющих исключительно память, способность к зубрежке. Зато появится больше заданий на анализ информации, комбинацию разных методов решения задач, школьникам потребуется опыт выполнения учебных исследований и проектов, рассказал «Известиям» глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Впрочем, ЕГЭ никогда не был статичной материей. Он менялся постоянно, с тех пор, как ровно 15 лет назад упоминание о нем появилось в законе «Об образовании». «Известия» вспомнили историю ЕГЭ и узнали какие изменения ждут его в ближайшем будущем.
Новый формат
Проведение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) законодательно закрепили 15 лет назад — 9 февраля 2007 года. А в 2009 году его ввели в обязательную программу аттестации школьников по всей стране. Каждый год на основе опыта проведения экзамена, он совершенствуется.
— Все задания ЕГЭ проверяют освоение определенных умений, навыков, видов познавательной деятельности. В ЕГЭ нет заданий, проверяющих исключительно память, воспроизведение заученной информации, — объяснил «Известиям» глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
По его словам, экзамен изменится и в 2022 году. В том числе, будет скорректирован принцип формирования вопросов. В ЕГЭ появятся задания, требующие анализа информации, развернутого рассуждения, аргументации, комбинации разных методов решения задач. Кроме того, в выполнении ряда заданий школьникам придется опираться на опыт выполнения учебных исследований и проектов, рассказал Анзор Музаев.
Это касается общего принципа построения заданий, но изменения коснутся и конкретных предметов. Так, например, из профильного экзамена по математике уберут ряд простых заданий, с которыми справлялись практически все участники ЕГЭ. Вместо них появятся более сложные задачи. Всё это позволит «лучше дифференцировать выпускников по уровню подготовки», отмечали ранее в Рособрнадзоре.
Как в старые добрые
В этом году впервые с начала распространения COVID-19 экзамен планируется провести в старом, «допандемийном» формате, заявил Анзор Музаев.
— В 2020 и 2021 годах ЕГЭ проводилось с учетом определенных особенностей. В 2020 году выпускники 11 класса получали аттестат на основании результатов промежуточной аттестации, ЕГЭ сдавали только для поступления в вуз. А в 2021-м выпускники, которые не планировали поступать в вуз в текущем году, могли пройти государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Опыт двух последних лет показал, что порядка 10% обучающихся, завершающих обучение в 11 классе не планировали поступать в вузы, — добавил он.
В этом году подобных послаблений не будет. ЕГЭ будут сдавать даже те, кто не планирует поступать в вузы. Выпускникам 11-х классов для получения аттестата нужно будет сдать два обязательных предмета — русский язык и базовую или профильную (для поступления в вуз) математику — и один по выбору. На Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) вместо ЕГЭ имеют право лишь ученики с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Равные условия
За 15 лет к ЕГЭ все привыкли, и уже подзабылось, как трудно он приживался и почему вообще решили ввести этот экзамен. ЕГЭ возник как ответ на ухудшение ситуации с объективностью оценки качества образования в школе, отметил в беседе с «Известиями» бывший глава Рособрнадзора и один из «отцов» единого экзамена Виктор Болотов.
— Появлялось всё больше золотых медалей — а тогда они давали льготы при поступлении в вузы — и все больше договорных школ при университетах. Это привело к тому, что школьной оценке перестали доверять: пятерка по математике в одной школе и в другой могли соответствовать разному уровню знаний. А в вузы Москвы и Санкт-Петербурга стали поступать в основном выпускники школ этих городов. Ребенок из райцентра или из села, который не мог по объективным причинам посещать подготовительные курсы при университетах, имел очень мало шансов поступить в столичный вуз, — рассказал он.
Это привело к резкому понижению числа студентов из провинции в ведущих университетах. Если в 80-х годах в них было 75% ребят из провинции и 25% ребят из Москвы и Ленинграда, то в 90-х годах наоборот: 75% из Москвы и Санкт-Петербурга, остальные — из регионов России, В этой ситуации была поставлена задача — сделать более объективной оценку качества образования по итогам школьного обучения и упорядочить ситуацию с вступительными экзаменами в вузы.
— Так и появилось задание о разработке национального экзамена, который давал бы адекватную оценку качества знаний выпускников школ, одинаковую от Калининграда до Сахалина, и мог быть использован для поступления в высшие учебные заведения, — отметил Виктор Болотов. — Мы максимально попытались убрать человеческий фактор из процедуры экзамена. Ребята выполняли задания, их сканировали и передавали в пункты обработки. Именно эта цифровизация позволила говорить, что баллы за ЕГЭ в разных концах страны сопоставимы.
Сейчас уже нет дисбаланса в абитуриентах из столиц и регионов, отметил он. В ведущих вузах учатся поровну школьники из провинции и из Москвы, и Петербурга, подчеркнул эксперт.
— Дальше 50% уже не пошло, потому что стали играть свою роль экономические факторы. Далеко не каждая семья может оплачивать обучение своего ребенка в Москве и Питере. Тут уже должны включаться сюжеты, связанные с кредитованием получения высшего образования. Они у нас работают, но пока не так активно, как в других странах. Тем не менее налаживается и эта ситуация. Думаю, если заработает режим кредитования, мы выйдем на советские пропорции студентов в ведущих университетов Москвы и Санкт-Петербурга: 75 на 25, — отметил экс-глава Рособрнадзора.
«Угадаек» больше нет
По мере того как Единый государственный экзамен внедрялся в России, он прошел очень большой путь. А вместе с ним этот большой путь прошли и мы, отметил директор общеобразовательной школы № 109 Москвы, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО Евгений Ямбург.
— Когда он только вводился, не было большего противника ЕГЭ, чем я. Потому что в нем присутствовали очень грубые вещи, касающиеся гуманитарных предметов. Мы их назвали «угадайка». Например, там был вопрос: любил ли Онегин Татьяну? И три варианта ответа, из которых надо было выбрать правильный: «да, любил»; «нет, не любил»; «когда как». Вот «когда как» был правильный. У меня это вызывало бешенство, — отметил он.
Но, постепенно совершенствовались инструменты ЕГЭ. И сегодня «угадайка» исчезла из экзамена. Там появились такие вещи, которые не спишешь и не выберешь наобум, к примеру эссе, добавил преподаватель.
— Вместе с тем и сейчас появляются спорные инициативы, касающиеся того, что должно входить в экзамен. К примеру, у нас проблемы с раздельным сбором мусора или растет количество разводов, так давайте в экзамен включим курс по раздельному мусору или этику и психологию семьи. Но голова ребенка не котел, куда можно ногами всё впихивать. Поэтому единственный нормальный путь дальнейшего развития экзамена — это метапредметные связи, — считает Евгений Ямбург.
Сегодня ЕГЭ, по его словам, «медицинский факт», и отменить его невозможно. Экзамен исключил человеческий фактор из оценки, сделал процесс более прозрачным и чистым. Убрав ЕГЭ мы, по сути, вернулись бы к договорным вариантам поступления в вузы, считает эксперт.
— При этом, никто не говорит, что этот экзамен идеальный. ЕГЭ нужно улучшать, — считает эксперт.
Сейчас основной запрос в тестах для ЕГЭ — большая ориентированность на практическое применение знаний, полученных в школе, в свою очередь отметил Виктор Болотов.
— Приведу один из примеров. Наши медики говорят: ситуации с ковидом показала, что в школе мало внимания уделяется вирусам, тому, как предотвращать вирусные заболевания. На самом деле в школе вирусы изучают, но школьники не применяют эти знания на практике. И во многом это мешает погашению пандемии. То есть мы знать-то знаем, а использовать это знание не используем, — отметил он.
А развитие госэкзамена Виктор Болотов видит в его выходе за рамки системы среднего образования.
— Что появится вместо ЕГЭ? На базе пунктов проведения единого экзамена люди будут приходить и сдавать тесты по предметам: физике, химии, математике, истории, литературе и так далее. Проходить тесты на грамотность: компьютерную, финансовую, коммуникативную, читательскую грамотность. За успешную сдачу получать соответствующие сертификаты, — прогнозирует он.
Сдать тест можно будет в любое время, а сертификаты можно будет использовать не только для поступления в любой вуз страны, но и для участия в конкурсе на рабочие места, полагает эксперт.
Вероника Кулакова
По материалам: “Известия”