В 2022 году в Троицке (Челябинская область) начнут реконструировать, а фактически заново отстраивать ипподром. На это из областного бюджета намерены выделить около 400 млн рублей
Авторы инициативы отмечают, что площадка станет первой лицензированной в регионе и избавит коневодов от необходимости ездить на соревнования в соседние субъекты. Однако местные коневоды предлагают альтернативу: вместо затратной стройки восстановить площадку, которая находится неподалёку от Челябинска.
Ипподром в Троицке построили в конце XIX века на средства местного общества любителей конного бега, которое создали купцы братья Яушевы. Здесь бывали маршалы Будённый и Жуков, мобилизовавшие лошадей для нужд фронта. В советские годы на конезаводе при ипподроме вывели кустанайскую породу верховых лошадей.
В 2009 году на ипподроме произошёл серьёзный пожар: сгорела основная часть комплекса.
Наполеоновские планы
Реконструкцию Троицкого ипподрома власти региона анонсировали в августе 2020 года. «Я рад сообщить вам о том, что принято решение о строительстве нового ипподрома здесь, в Троицке, на его историческом месте. Это возрождение культурных традиций Южного Урала и исторических традиций города Троицка. Мы с коневодами ещё в прошлом году договорились о том, чтобы создать у нас здесь, в Челябинской области, свою породу лошади, и через несколько лет это произойдёт», – заявил тогда глава региона Алексей Текслер.
Сообщалось о планах построить закрытую трибуну на 300 мест с перспективой достройки двух открытых трибун, две конюшни для временного содержания лошадей на 40 голов, манеж для конноспортивных занятий с детьми, административно-хозяйственное здание ипподрома и автостоянку. Две беговые дорожки длиной 1200 и 1600 метров предполагается восстановить.
На работы планировали потратить 120 млн рублей из регионального бюджета.
Проект реконструкции обошёлся бюджету в 5 млн рублей, его готовила уфимская компания «Центр Проектирования». Заказчиком выступил Троицкий центр по развитию коневодства – подведомственная минсельхозу региона организация, зарегистрированная в конце 2019 года, которой и принадлежит ипподром. Субсидии центру из бюджета региона на 2020–2021 годы, согласно постановлениям челябинского правительства, составили 13,6 млн рублей.
Информация об аукционах на проведение работ на портале госзакупок пока не опубликована. Однако глава Троицкого центра по развитию коневодства Сейран Гогорян рассказал «Октагон.Урал», что смета с учётом всех требований к площадке, газификации и подорожания на рынке оборудования и стройматериалов выросла до 380 млн рублей.
«В этом году мы хотим начать работы. Сейчас идёт подготовка к началу строительства. Если к осени мы первый этап строительства завершим, если трибуны и дорожки будут готовы, планируем принимать этапы [испытаний рысаков в рамках кубка УрФО] “Большой уральский круг”». – Сейран Гогорян, глава Троицкого центра по развитию коневодства.
Когда работы полностью завершатся, Гогорян сказать затруднился.
После завершения строительства руководство ипподрома надеется вывести его на самоокупаемость. Помимо соревнований – шести летом и двух-трёх зимой, – на площадке будут проводить выставки животных и сельхозтехники, ярмарки, а также оказывать другие платные услуги. Если раньше вход на ипподром был свободным, то с появлением инфраструктуры желающих увидеть бега начнут обилечивать, добавил Сейран Гогорян.
В пресс-службе минсельхоза Челябинской области заявили, что создать региональную площадку для развития конного спорта в первую очередь, в сельских территориях решили после многочисленных обращений любителей конного спорта и владельцев породистых лошадей.
– Троицк находится примерно на равном удалении от потенциальных участников конноспортивных соревнований из Челябинской области, так что в поддержку строительства нового ипподрома в Троицке высказались все коневоды региона. К тому же город расположен недалеко от границы с Казахстаном, что открывает возможность международного сотрудничества, – отметили там.
Дарёному коню…
Спрос на конноспортивную инфраструктуру в регионе есть, однако пока в Челябинской области существуют только беговые дорожки районных масштабов, но нет ни одной лицензированной площадки, на которой можно было бы проводить испытания лошадей. В итоге, говорит Гогорян, челябинские коневоды ездят на ипподромы в соседние регионы – Башкирию, Курганскую область.
– В УрФО концентрация племенных лошадей и любителей конного спорта очень высокая. Учитывая, что у нас в Троицке один из старейших ипподромов, все жители города и области заинтересованы в том, чтобы восстановить его, прийти туда и отдохнуть, – отмечает Сейран Гогорян.
По словам бывшего начальника Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области, главы Дубровского сельского поселения Талгата Хаирова, коневодство развивается в Нагайбакском, Варнинском и Уйском районах области, в Чебаркуле; в Верхнеуральске предприниматель держит около 800 голов лошадей разных направлений, в том числе рысистых.
Вместе с тем, как утверждает глава Федерации конного спорта Челябинской области Алексей Быстрай, племенное коневодство в регионе находится в упадочном состоянии и его нужно возрождать. На это может уйти не один год.
– Многие, кто занимался коневодством, перестали выращивать лошадей, а особые фанаты переместились в Уфу или Самару, – отмечает собеседник. – Чтобы это возродить, надо где-то взять лошадь. Рабочая лошадь из деревни не побежит, это разные направления. Беговая лошадь стоит не меньше 300 тысяч рублей, питание дорогое, содержание.
Помимо площадки для соревнований, необходимо обеспечить конные клубы и тренировочные площадки по всей области, а также серьёзно заняться коневодством, которого сейчас в регионе нет, полагает Быстрай.
– Для испытания лошадей должна быть инфраструктура, в городах области должны быть конные клубы, у которых бы эти лошади были и которые бы приезжали туда соревноваться. Лошадей где-то нужно тренировать, но таких стадионов в области нет, – поясняет он.
Стоит отметить, что летом 2020 года на ипподроме прошёл губернаторский заезд на 2400 метров, в котором приняли участие 75 лошадей.
Альтернатива
Другой проблемой для желающих посетить соревнования в Троицке может стать его удалённость от Челябинска: чтобы добраться туда, коневодам понадобится коневозка или специально оборудованный автомобиль, а также место для постоя лошадей и корм. Всё это требует значительных финансовых затрат. Проще и дешевле было бы выкупить ипподром в Дубровке, уверен Алексей Быстрай:
– Там не нужно ничего делать: там готовые конюшни, готовый ипподром. Дубровка недалеко от Челябинска. А в Троицк кто поедет?
Раньше Дубровский ипподром принадлежал племенному конному заводу «Дубровский». В 2010 году за Кубок чемпиона Челябинской области там боролись 14 команд со всего Урала – 130 лошадей. В то время, по данным СМИ, ипподром ежегодно собирал до тысячи зрителей.
Однако ещё в 2009 году завод признали банкротом. В 2010-м все долги предприятия на сумму более 100 млн рублей выкупила челябинская птицефабрика «Равис» Андрея Косилова. В 2011 году появилось ООО «ПКЗ “Дубровский”» – дочерняя компания «Рависа», которая арендовала имущественный комплекс завода и вела там производственную деятельность. В 2016-м «Равис» на торгах выкупил арендуемые мощности предприятия за 127 млн рублей. В 2012 году на ипподроме ещё проводили скачки в рамках Всероссийского сельского Сабантуя.
Сейчас, по словам Алексея Быстрая, ипподром не эксплуатируется. Получить комментарий о состоянии площадки у «Рависа» и лично Андрея Косилова не удалось – в компании на запрос издания не ответили, а директор отказался от беседы, сославшись на болезнь.
Как пояснил «Октагон.Урал» знакомый с ситуацией источник, ипподром находится в хорошем состоянии, но не используется из-за отсутствия экономической целесообразности. Ранее соревнования проводил совхоз «Дубровский» благодаря финансированию за счёт средств от основного производства, теперь же инвесторов, готовых вложиться в скачки, в Дубровке нет.
Талгат Хаиров, ранее руководивший совхозом, пояснил корреспонденту издания, что у руководства муниципалитета всё ещё есть надежда реанимировать работу ипподрома с помощью региональных или районных властей, тем более что «он нужен миллионному населению Челябинска» в отличие от Троицкого, где уже нет коневодческих ферм и население меньше 100 тысяч человек.
– Ипподром никогда большую прибыль приносить не будет. Во всём мире ипподромы держатся за счёт работы тотализатора, а у нас после 90-х годов какой тотализатор? Но людям он нужен, праздники устраивать надо, – подчеркнул Хаиров.
Анна Лапина
По материалам: “Октагон”