Как нам найти трудовые резервы

Наш эксперт Олег СЕРГЕЕВ – о профессиональном образовании.

 88

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (Конституция Российской Федерации, статья 35, пункт 5).

Путь в несырьевое будущее России

Зарубежные гости Московского экономического форума, имевшего быть в марте с.г., напомнили академическому сообществу о том, что путь в несырьевое будущее России лежит через восстановление системы начального профобразования.

Чтобы решить эту задачу Минобрнауки привлекает кредит в 10 млрд. руб. у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на инновационный проект системы подготовки рабочих кадров в колледжах и ПТУ регионов России.

В проекте примут участие специалисты с международным опытом, будет разработана программа заимствований и развития человеческого потенциала России, интеграции в ПТУ и колледжах международного и отечественного опыта привлечения предпринимателей, создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий.

Не менее важно будет участие регионов России в национальных и международных конкурсах и олимпиадах рабочих профессий.

Главным ресурсом эффективности профобразования считается расширение до 80% временного сектора практических занятий, организация стажировок экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей и студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии и Швеции.

Другой источник эффективности – оптимальное развитие всех уровней непрерывного профобразования – начального, среднего и высшего, через которые проходит становление личности каждого человека – профессионала.

Каждый уровень по ФЗ “Об образовании в РФ” есть благо – все то, что способно удовлетворять потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие.

Основой всей пирамиды служит начальный уровень образования.

Без приобретения начального блага гражданин не может реализовать свое конституционное право получить и другие уровни образования.

Начальное образование – всему голова

Принцип от простого к сложному в педагогике еще никто не отменил. Не усвоив азбуку ремесел, человечество рисковало остаться на подходе к первобытно общинному строю. Конфуз педологии 30-х годов по переносу программы высшей школы в младшие классы не остановил в 2008 году ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова от провокационного предложения отменить начальное профобразование.

“Современное производство не нуждается в разнорабочих, обученных в системе начального профессионального образования. Загонять своих граждан в недообразование, потому что у нас есть такие рабочие места, неправильно. Ни одна страна не идет на это. В развитых странах такие ниши заполняются мигрантами”.

“Что же касается техникумов, мы с коллегами предложили перейти к формату прикладного бакалавриата, которое по социальному статусу будет соответствовать обучению в вузе. Но не закрывается путь на основную стезю: можно будет доучиться два года и получить диплом академического бакалавриата”.

Через шесть лет преподаватель научного коммунизма с 10 летним стажем зафиксировал итог содеянного: “Большинство наших вузов – это, по сути, техникумы и учить там надо не инженеров, а техников на программах прикладного бакалавриата”.

Следует уточнить: самые лучшие вузы не рассчитаны на обучение специалиста со средним профобразованием, как и техникумы – на подготовку специалистов рабочих профессий. Дело в том, что уровни среднего и начального профобразования – не тупиковые, каждый из них имеет свою нишу непрерывного развития.

Корни творческого, инновационного процесса находятся в начальном профобразовании. Можно вспомнить кораблестроителя Петра Титова, создателя АК-47 Михаила Калашникова и основателя компании Эппл Стивена Джобса. Начальное благо составляет каркас результата интеллектуальной деятельности (РИД), где по Михаилу Жванецкому среди тысяч идей и мыслей можно найти десяток законов.

По мнению директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Натальи Золотаревой зарубежные стандарты включают все уровни образовательных стандартов России – начальный, средний и высший. На этом основании чиновник делает вывод: “Получается, что значительная часть нашего высшего образования – это в действительности среднее профессиональное образование по меркам WSI”.

Однако все блага WSI относятся не к содержанию образования и программы инженера и техника, а к подготовке квалифицированного рабочего.

Как и в России, во всем мире врач или инженер – это “король”, действующий совместно со своей свитой из специалистов начального и среднего профобразования, имеющих соответствующие когнитивные “стыковочные узлы” между собой. Создание этих узлов требуется закладывать в стандарт любого уровня образования.

В медицине такие стандарты именуются протоколами. Трудно представить регламент хирурга во время операции без ассистентов, реаниматолога, хирургической сестры, других, в том числе санитарки, специалистов, отвечающих за один результат.

Сегодня подобных требований к стандартам всех уровней профобразования нет.

Цена манкурта

В великом и могучем русском языке содержание единого понятия образование имеет два смысла – это и процесс, это и результат воспитания и обучения.

С учетом ФЗ “Об образовании в РФ”, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования по овладению в процессе обучения знаниями, умениями и навыками, вне связи с получением обучающимися ожидаемых, конечных, практических и системных результатов.

Немногие знают, кто такие манкурты. В 1980 году вышел в свет роман Чингиза Айтматова “Буранный полустанок”, вписавший это имя в литературу и историю.

Манкурты – это рабы, чья память стиралась по изуверской технологии. Они забывали все, – родных, традиции, теряли все человеческие чувства и нуждались только в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов.

Манкурт ценился гораздо выше других невольников и даже соплеменников преданностью хозяину, способностью слепо и безропотно выполнять тяжелую, нудную работу. Сегодня по его лекалам кроится образ “юзера” – пользователя.

Разрушить систему профобразования проще, чем вырвать у манкурта историческую память. Требуется лишь убрать из программы оправу – трудовое и патриотическое воспитание и осваивать знания, умения и навыки без опоры на долгосрочную перспективу инновационного развития производства.

Социалистическое соревнование и коллективный труд раскрыли потенциал “Трудовых резервов” в СССР и Кружков Контроля Качества (ККК) в Японии.

Ученые Института социологии РАН показали, что карьерный “транзит” квалифицированного рабочего упирается в технологический тупик предприятия.

Инновационные  признаки отсутствуют в утвержденном в декабре 2013 г. Минобрнауки ФГОС среднего профессионального образования по профессии Слесарь по строительно-монтажным работам. Советские стандарты профобразования полувековой давности послужили причиной экономической катастрофы на Украине.

 

Олег СЕРГЕЕВ,

кандидат технических наук, полковник,

эксперт Всероссийского фонда образования,

ветеран РВСН

 

Ранее

Горбачев считает глупостью все обвинения в развале СССР

Далее

От любви до ненависти

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Рейтинг@Mail.ru