Наш эксперт Олег СЕРГЕЕВ – о профессиональном образовании.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (Конституция Российской Федерации, статья 35, пункт 5).
Путь в несырьевое будущее России
Зарубежные гости Московского экономического форума, имевшего быть в марте с.г., напомнили академическому сообществу о том, что путь в несырьевое будущее России лежит через восстановление системы начального профобразования.
Чтобы решить эту задачу Минобрнауки привлекает кредит в 10 млрд. руб. у Международного банка реконструкции и развития (МБРР) на инновационный проект системы подготовки рабочих кадров в колледжах и ПТУ регионов России.
В проекте примут участие специалисты с международным опытом, будет разработана программа заимствований и развития человеческого потенциала России, интеграции в ПТУ и колледжах международного и отечественного опыта привлечения предпринимателей, создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий.
Не менее важно будет участие регионов России в национальных и международных конкурсах и олимпиадах рабочих профессий.
Главным ресурсом эффективности профобразования считается расширение до 80% временного сектора практических занятий, организация стажировок экспертов, мастеров производственного обучения, преподавателей и студентов в учебных центрах Германии, Франции, Финляндии и Швеции.
Другой источник эффективности – оптимальное развитие всех уровней непрерывного профобразования – начального, среднего и высшего, через которые проходит становление личности каждого человека – профессионала.
Каждый уровень по ФЗ “Об образовании в РФ” есть благо – все то, что способно удовлетворять потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие.
Основой всей пирамиды служит начальный уровень образования.
Без приобретения начального блага гражданин не может реализовать свое конституционное право получить и другие уровни образования.
Начальное образование – всему голова
Принцип от простого к сложному в педагогике еще никто не отменил. Не усвоив азбуку ремесел, человечество рисковало остаться на подходе к первобытно общинному строю. Конфуз педологии 30-х годов по переносу программы высшей школы в младшие классы не остановил в 2008 году ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова от провокационного предложения отменить начальное профобразование.
“Современное производство не нуждается в разнорабочих, обученных в системе начального профессионального образования. Загонять своих граждан в недообразование, потому что у нас есть такие рабочие места, неправильно. Ни одна страна не идет на это. В развитых странах такие ниши заполняются мигрантами”.
“Что же касается техникумов, мы с коллегами предложили перейти к формату прикладного бакалавриата, которое по социальному статусу будет соответствовать обучению в вузе. Но не закрывается путь на основную стезю: можно будет доучиться два года и получить диплом академического бакалавриата”.
Через шесть лет преподаватель научного коммунизма с 10 летним стажем зафиксировал итог содеянного: “Большинство наших вузов – это, по сути, техникумы и учить там надо не инженеров, а техников на программах прикладного бакалавриата”.
Следует уточнить: самые лучшие вузы не рассчитаны на обучение специалиста со средним профобразованием, как и техникумы – на подготовку специалистов рабочих профессий. Дело в том, что уровни среднего и начального профобразования – не тупиковые, каждый из них имеет свою нишу непрерывного развития.
Корни творческого, инновационного процесса находятся в начальном профобразовании. Можно вспомнить кораблестроителя Петра Титова, создателя АК-47 Михаила Калашникова и основателя компании Эппл Стивена Джобса. Начальное благо составляет каркас результата интеллектуальной деятельности (РИД), где по Михаилу Жванецкому среди тысяч идей и мыслей можно найти десяток законов.
По мнению директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Натальи Золотаревой зарубежные стандарты включают все уровни образовательных стандартов России – начальный, средний и высший. На этом основании чиновник делает вывод: “Получается, что значительная часть нашего высшего образования – это в действительности среднее профессиональное образование по меркам WSI”.
Однако все блага WSI относятся не к содержанию образования и программы инженера и техника, а к подготовке квалифицированного рабочего.
Как и в России, во всем мире врач или инженер – это “король”, действующий совместно со своей свитой из специалистов начального и среднего профобразования, имеющих соответствующие когнитивные “стыковочные узлы” между собой. Создание этих узлов требуется закладывать в стандарт любого уровня образования.
В медицине такие стандарты именуются протоколами. Трудно представить регламент хирурга во время операции без ассистентов, реаниматолога, хирургической сестры, других, в том числе санитарки, специалистов, отвечающих за один результат.
Сегодня подобных требований к стандартам всех уровней профобразования нет.
Цена манкурта
В великом и могучем русском языке содержание единого понятия образование имеет два смысла – это и процесс, это и результат воспитания и обучения.
С учетом ФЗ “Об образовании в РФ”, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) содержит требования по овладению в процессе обучения знаниями, умениями и навыками, вне связи с получением обучающимися ожидаемых, конечных, практических и системных результатов.
Немногие знают, кто такие манкурты. В 1980 году вышел в свет роман Чингиза Айтматова “Буранный полустанок”, вписавший это имя в литературу и историю.
Манкурты – это рабы, чья память стиралась по изуверской технологии. Они забывали все, – родных, традиции, теряли все человеческие чувства и нуждались только в удовлетворении своих органических потребностей и инстинктов.
Манкурт ценился гораздо выше других невольников и даже соплеменников преданностью хозяину, способностью слепо и безропотно выполнять тяжелую, нудную работу. Сегодня по его лекалам кроится образ “юзера” – пользователя.
Разрушить систему профобразования проще, чем вырвать у манкурта историческую память. Требуется лишь убрать из программы оправу – трудовое и патриотическое воспитание и осваивать знания, умения и навыки без опоры на долгосрочную перспективу инновационного развития производства.
Социалистическое соревнование и коллективный труд раскрыли потенциал “Трудовых резервов” в СССР и Кружков Контроля Качества (ККК) в Японии.
Ученые Института социологии РАН показали, что карьерный “транзит” квалифицированного рабочего упирается в технологический тупик предприятия.
Инновационные признаки отсутствуют в утвержденном в декабре 2013 г. Минобрнауки ФГОС среднего профессионального образования по профессии Слесарь по строительно-монтажным работам. Советские стандарты профобразования полувековой давности послужили причиной экономической катастрофы на Украине.
Олег СЕРГЕЕВ,
кандидат технических наук, полковник,
эксперт Всероссийского фонда образования,
ветеран РВСН